Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Техническим специалистам

О невозможности заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 через сточную воду

Потенциально тяжелая острая респираторная инфекция COVID-19 вызывается коронавирусом SARS-CoV-2. Недавно на сервере medRxiv появилась статья нидерландских исследователей, выделивших генетический материал и SARS-CoV-2 из сточных вод. Ввиду чрезвычайной актуальности проблемы материалы публикации стали активно обсуждаться в печати и интернете. Однако в результате неверной трактовки результатов исследований среди неискушенных читателей возникли домыслы о возникновении серьезной опасности заражения коронавирусом через контакт со сточной водой или при нахождении вблизи канализационных сетей или очистных сооружений. В настоящей статье мы разъясняем и комментируем суть результатов и выводов научных исследований в этой области, приведенных в нижеперечисленных источниках, а также приводим связанные с защитой от коронавирусной инфекции рекомендации общепризнанных центров, компетентных в области водоподготовки и очистки сточных вод.

1. Результаты исследований голландских ученых (Гертьян Медема с соавторами) по определению коронавируса в сточной были опубликованы в статье «Наличие SARS-Coronavirus-2 в сточных водах» (https://www.medrxiv.org/content/10.1101/2020.03.29.20045880v1)

В работе были исследованы образцы сточных вод из семи городов и аэропорта в Нидерландах. Методом RT-PCR определяли три фрагмента гена белка нуклеокапсида (N1-3) и один фрагмент гена белка оболочки вируса (E). Вирус SARS-CoV-2 не был обнаружен в образцах 6 февраля, за три недели до того, как первый случай заболевания был зарегистрирован в Нидерландах 27 февраля 2020 года. 5 марта вирусный фрагмент N1 был обнаружен в сточных водах в пяти местах. 15 и 16 марта фрагмент N1 был обнаружен в сточных водах в шести местах, а фрагмент N3 и E был обнаружен в пяти и четырех местах соответственно.

Комментарий специалистов АО «Мосводоканал». Таким образом, в исследованиях обнаружен не активный коронавирус, а лишь фрагменты его генетического материала, что вполне закономерно, так как они выделяются из организма, в том числе вместе с испражнениями и мочой. Авторы даже не рассматривают вопрос о распространении заболевания со сточной водой.

2. Современное состояние проблемы предотвращения передачи заболевания через сточные воды и водопровод обсуждается в мини-обзоре «Редакционные перспективы: новый коронавирус – 2019 (SARS-CoV-2): какова его судьба в городском круговороте воды и как может сообщество исследователей воды на это реагировать?», опубликованном 26 марта 2020 года в журнале Environmental Science Water Research & Technology (https://pubs.rsc.org/en/journals/articlecollectionlanding?sercode=ew&themeid=22eb7e7e-218d-47a9-a049-0041375ebd9e).

Авторы пишут, что для дезактивации и уничтожения широкого спектра патогенных микроорганизмов сформулированы соответствующие нормативные требования и разработаны способы дезинфекции как на сооружениях водоподготовки, так и на очистных сооружениях. На основе данных по дезинфекции коронавируса в медицинских учреждениях Управление по безопасности и гигиене труда США (OSHA) выпустило свое новое руководство для работников на очистных сооружениях в феврале 2020 года, заявив, что современные технологии дезинфекции, применяемые в очистных сооружениях, такие как окисление с помощью хлорноватистой кислоты или перуксусной кислоты, и инактивация ультрафиолетовым излучением будут эффективными для защиты работников сточных вод, а также населения от коронавируса.

Комментарий специалистов АО «Мосводоканал». В данном источнике авторы констатируют достаточность современных методов очистки сточных вод для защиты как населения, так и работников очистных сооружений от вирусных инфекций.

3. На официальных сайтах WEF (Water Environment Federation https://www.wef.org/) и EPA (Американское агентство по защите окружающей среды https://www.epa.gov/coronavirus/can-i-get-covid-19-wastewater-or-sewage) подведены итоги исследования возможности передачи коронавирусной инфекции при водоотведении и очистке сточной воды:

«На сегодняшний день нет никаких доказательств того, что вирус COVID-19 был передан через канализационные системы с очисткой сточных вод или без нее». И далее: «Очистные сооружения очищают от вирусов и других патогенных микроорганизмов. Коронавирус, который вызывает COVID-19, является типом вируса, который особенно чувствителен к дезинфекции. Поэтому ожидается, что стандартные процессы очистки и дезинфекции на очистных сооружениях будут эффективными».

Комментарий специалистов АО «Мосводоканал». В данном источнике также подтверждается невозможность заражения людей вирусом COVID-19 через сточную воду.

4. Ничтожная вероятность заражения через систему канализования и на очистных канализационных сооружениях следует и из документа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Вода, санитария, гигиена и управление отходами в связи с вирусом COVID-19» (https://www.who.int/publications-detail/water-sanitation-hygiene-and-waste-management-for-covid-19):

«Нет никаких доказательств того, что вирус COVID-19 был передан через канализационные системы с очисткой сточных вод или без нее. Кроме того, нет никаких доказательств того, что работающие со сточной водой или на канализационных очистных сооружениях заразились тяжелым острым респираторным синдромом (SARS), который вызван другим типом коронавируса, вызвавшим крупную вспышку острого респираторного заболевания в 2003 году».

В этом же документе отмечено, что на каждом этапе очистки сточной воды на очистных сооружениях вероятность заражения падает. Однако рабочие должны носить соответствующие средства индивидуальной защиты, которые включают защитную верхнюю одежду, перчатки, ботинки, защитные очки или экран и маску для лица; они должны соблюдать гигиену рук и избегать касания глаз, носа и рта немытыми руками.

Комментарий специалистов АО «Мосводоканал». Всемирная организация здравоохранения является одним из самых авторитетных органов в области здравоохранения, выдающего самые компетентные рекомендации. ВОЗ также подтверждает ничтожную вероятность заражения вирусом COVID-19 через систему канализования и на очистных канализационных сооружениях.

Таким образом, каких-либо данных, подтверждающих передачу инфекции через сточную воду, нет.

Заключение

Весь объем сточных вод столицы перед сбросом в реку Москва и ее притоки проходит полный цикл очистки. Технология очистки хозяйственно-бытовых стоков включает в себя следующие последовательные стадии: механическая очистка, биологическая очистка и завершающая стадия – ультрафиолетовое обеззараживание. Метод обеззараживания ультрафиолетовым излучением является высокоэффективным в эпидемическом отношении и наиболее применимым в мировой практике очистки сточных вод. Бактерицидное действие ультрафиолета основано на разрушении химических связей в молекулах ДНК болезнетворных микроорганизмов. Разрушение даже небольших фрагментов этих молекул приводит к невозможности размножения и гибели микробов. При этом ультрафиолет губителен не только для бактерий, но и для вирусов. Кроме того, значительный обеззараживающий эффект дает биологическая очистка стоков. Применяемая на московских очистных сооружениях технология обеспечивает максимальную эффективность очистки и обеззараживания сточных вод хозяйственно-бытовой канализации в соответствии с нормативами СанПиН.

Качество поступающих и очищенных вод на выходе с очистных сооружений, а также на всех этапах очистки постоянно контролируется независимой аккредитованной лабораторией Аналитическим центром РОСА и аккредитованными лабораториями Центра контроля качества воды АО «Мосводоканал».

Государственный контроль за соблюдением качества очистки сточных вод, в том числе по микробиологическим показателям, осуществляют Роспотребнадзор, Росприроднадзор, а также Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. С марта 2020 года при проведении нескольких проверок Роспотребнадзора было констатировано отсутствие коронавируса в очищенных сточных водах московских очистных сооружений.

Канализационные очистные сооружения Москвы надежно выполняют барьерную функцию по предотвращению поступления загрязняющих веществ, болезнетворных микроорганизмов и вирусов в Москву-реку и ее притоки.

Специалисты Управления новой техники и технологий и Управления канализации АО «Мосводоканал»