Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Под Москвой-рекой проложен уникальный канализационный дюкер

    На карте водоотведения столицы появился новый объект. В районе Государственного музея-заповедника «Коломенское» под Москвой-рекой построен специальный подземный канал большого сечения – диаметром 4 метра (чуть меньше метро, имеющего диаметр 5,5 метров). После опытной эксплуатации по этому тоннелю, или дюкеру, канализационные сточные воды начнут транспортироваться на Курьяновские очистные сооружения.      Идея сооружения этого канализационного канала возникла четыре года назад в ходе проектирования реконструкции 16 ниток дюкерных переходов через Москву-реку в районе музея-заповедника «Коломенское». Сегодня в столице эксплуатируется более 100 км канализационных дюкеров, по которым сточные воды подаются на городские очистные сооружения под водными объектами, оврагами и транспортными магистралями. Но именно в северной части территории музея-заповедника располагается одна из самых серьезных связок в системе столичной канализации.     В разные годы, начиная с 1940-го и заканчивая 1983-м, здесь были проложены 16 стальных дюкерных переходов (диаметром 1200-1400 мм). Сточные воды транспортировались по ним на старейшие Курьяновские очистные сооружения из Центрального, Западного, Юго-Западного и Южного округов столицы. Но почти полувековая эксплуатация этих дюкеров в последние годы становилась небезопасной для экологии Москвы-реки. И специалисты Мосводоканала приняли решение о необходимости реконструкции этого участка городской канализации. В Мосводоканале долго велись поиски методов и способов, которые позволили бы увеличить срок службы действующих трубопроводов. При этом учитывался такой важный фактор, как их эксплуатация на территории Коломенского, имеющего международный статус музея-заповедника. Важно было не нарушить гидрогеологический режим подземных вод, сохранить растительный мир и уникальные архитектурные постройки. Именно поэтому предпочтение отдали бестраншейным методам ремонта трубопроводов, благодаря которым не пришлось вести земляные работы на территории музея-заповедника и перекрывать судоходное русло реки.     Начиная с 2004 года и по сегодняшний день, в районе Коломенского и Курьяновских очистных сооружений под Москвой-рекой ведется уникальная реконструкция существующих дюкеров методом «труба в трубе». Суть этого метода заключается в том, что поочередно из работы выводятся по одной дюкерной нитке, после чего с помощью специальных устройств в каждую протаскивается полиэтиленовая труба, а старая стальная при этом используется как некая ограждающая конструкция. В настоящее время из 16 таким способом восстановлено уже 11 дюкерных переходов.     Применение метода «труба в трубе» в то же время породило и проблему. При такой реконструкции рабочее сечение трубопроводов уменьшилось с 1200 до 900 мм, вследствие чего их пропускная способность снизилась на 30–35%. Для устранения этого дефицита пропускной способности и было решено построить под Москвой-рекой новый дюкерный переход длиной около 1500 м и глубиной заложения от 5 до 50 метров. При его сооружении  строительная компания «Геотон» использовала щитовую проходку тоннелепроходческого комплекса канадской фирмы «Lovat» с устройством в щитовом тоннеле «железобетонной рубашки».     Новый дюкерный переход сооружен всего за два года. В ближайшее время начнутся его гидравлические испытания. Запуск этого дюкера в эксплуатацию позволит завершить реконструкцию оставшихся ниток трубопроводов в будущем году.  Таким образом, будет полностью исключена возможность каких-либо аварийных ситуаций в районе Коломенского на десятилетия вперед, и что немаловажно – повысится надежность водоотведения в любимом месте отдыха москвичей.         Тел. 8 499 263-92-41, факс 8 499 267-55-80                                       Пресс-служба МГУП «Мосводоканал» pressa@mosvodokanal.ru