Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Архитектор Геппенер – зодчий московского водопровода

В Мосводоканале отдают дань памяти архитектору Максиму Карловичу Геппенеру, которому недавно исполнилось 160-лет со дня рождения. Более века назад по его проектам в Москве строились многие здания и сооружения социального и промышленного назначения. Венцом его творчества по праву считают постройки важнейших сооружений московского водопровода и  канализации.  

 Максимилиан Вильгельм Эдуард (Максим Карлович) Геппенер родился 4 июня 1848 года в Москве, в лютеранской семье. Учился в III реальной мужской гимназии, выпускники которой были ориентированы на поступление в высшие технические учебные заведения. В России в те времена подобных учебных заведений не было, поэтому по окончании  гимназии, в 1865 году, родители отправили его в Германию, в Строительно-архитектурное отделение Политехникума в Карлсруэ.

В 1871 году он вернулся в Москву. Вскоре, за удачный проект концертного зала, молодой архитектор получил звание неклассного художника архитектуры Санкт-Петербургской академии  художеств. Первые практические навыки на архитектурном поприще он приобрел у известного московского архитектора А.С.Каминского, по проекту которого возведено одно из первых зданий Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, Третьяковский проезд на Моховой улице, особняк П.М.Третьякова на Гоголевском бульваре, центральный собор Николо-Угрешского монастыря в Подмосковье и многие другие постройки.

Сферой деятельности М.К. Геппенера являлось возведение зданий утилитарного назначения: архитектурное оформление промышленных сооружений, объектов городского хозяйства, строительство учебных заведений. Прослужив в Строительном Совете Московской Городской Управы с 1877 и до Октябрьской революции М.К. Геппенер трудился над выполнением муниципальных заказов. Быть может, именно поэтому многие из творений этого талантливого зодчего выдержали испытание временем и продолжают украшать наш город.

 Самым масштабным градостроительным проектом в творческой деятельности Максимилиана Карловича Геппенера стало его участие в реконструкции и создании важнейших сооружений московского водопровода. Его "краснокирпичному перу" принадлежит оформление фасадов зданий Рублевской водозаборной станции, водокачки в Мытищах, производственных корпусов Алексеевской насосной станции, Воробъевского резервуара, входившего в систему Москворецкого водопровода.

Многие геппенеровские постройки сохранились до наших дней. Это здание насосной станции канализации у Крутицкого подворья. Сейчас в нем располагается механический цех управления канализации Мосводоканала. На территории станции также работает Музей воды. В бывшей Алексеевской насосной станции сегодня размещается столичное предприятие - завод "Водоприбор". По-прежнему в рабочем состоянии находится и Воробъевский резервуар чистой воды неподалеку от МГУ.

Самым же ярчайшим творением зодчего, его визитной карточкой, были и останутся в памяти многих знаменитые Крестовские водонапорные башни! Великолепные, редкие по красоте, эти башни были пронизаны желанием придать красоту и  возвышенность практическим, утилитарным сооружениям. Располагавшиеся в районе современного Рижского вокзала, они напоминали башни средневековой крепости и были видны с самых Воробьевых гор. Из семи этажей пять занимали учреждения московского водопровода и квартиры служащих. На седьмом - на 30-метровой высоте, были установлены два резервуара воды (по 20 метров в диаметре и шесть метров в высоту). Крестовские башни прослужили более полувека. В 1939 году их постигла горькая участь - они были взорваны.

Имя М.К. Геппенера, к сожалению, сейчас знакомо лишь специалистам. Школа акварели Сергея Андрияки и МГУП "Мосводоканал" начинают совместный проект, который напомнит москвичам об этом талантливом зодчем, много сделавшим для Москвы. Одним из его важных событий станет открытие в Музейно-выставочном комплексе Школы Акварели Сергея Андрияки  в феврале будущего года уникальной выставки. В ее экспозиции будут представлены малоизвестные страницы жизни и творческого наследия Максима Карловича Геппенера.