Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Прямые договоры: первые итоги

С начала апреля 2018 года, в соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" жители многоквартирных домов получили право перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании собственников могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с АО "Мосводоканал".

Важно обратить внимание на разницу в понятиях «прямые договоры» и «прямые расчеты». В Москве прямые расчеты применяются уже много лет за счет эффективного взаимодействия МФЦ, управляющих компаний, банка ВТБ и ресурсоснабжающих организаций. Согласно схеме прямых расчетов платежи жителей за коммунальные ресурсы поступают непосредственно в РСО, что позволило исключить возможность вывода средств недобросовестными управляющими компаниями. В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ происходит переход не только на прямые расчеты (что в Москве уже реализовано), но и на прямые договоры, когда житель несет ответственность за оплату услуг уже не перед управляющей компанией, а перед каждой ресурсоснабжающей организацией.

При этом в Москве наиболее популярной формой продолжает оставаться предоставление коммунальных услуг жителям управляющей компанией дома, «прямые договоры», скорее, исключение из правил. По состоянию на август 2019 года из 36 тысяч многоквартирных домов на прямые договоры по услуге холодного водоснабжения и водоотведения перешли жители лишь 166 домов, что составляет менее 0,4%. Основное количество таких домов (58%) расположены на территории Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). Там из 1363 многоквартирных домов на прямые договоры перешли жители 96 (7%).

На территории "старой" Москвы инициаторами выбора прямых договоров являются жители, которые не довольны работой управляющих компаний. Выбирая прямые договоры, жители полагают, что оказание коммунальных услуг будет происходить без участия управляющей компании. Однако, ресурсоснабжающие организации, включая АО "Мосводоканал", отвечают за предоставление коммунальных услуг только до стены дома, от стены дома до квартиры предоставление коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения обеспечивает организация, управляющая многоквартирным домом. В случае некачественного предоставления коммунальной услуги жители, как правило, обращаются в соответствующую ресурсоснабжающую организацию, которая предоставляет эту услугу. При получении заявки на плохое качество коммунальной услуги ресурсоснабжающая организация проверяет качество ресурса на входе в дом и если не находит там отклонения от установленных нормативов качества, жителю приходится обращаться в управляющую компанию, отвечающую за содержание и ремонт общедомового имущества, в том числе за содержание внутридомовых трубопроводов водоснабжения и водоотведения. Если на входе в дом качество ресурса соответствует нормативам, перерасчет размера платы за коммунальную услугу не производится.

На территории ТиНАО собрания жителей инициируют сами управляющие компании. Особенно остро данный вопрос стоит в г. Троицк. Там жители 46 многоквартирных домов (21%) выбрали прямые договоры. Собрания собственников проходят в домах, которые управляются крупными Управляющими компаниями, в управлении которых находится почти 70% всех многоквартирных домов г. Троицк.

Такая ситуация приводит к недостаточной информированности жителей и, в последствии, к возникновению многочисленных вопросов. В связи с этим резко возросло количество обращений в офисы АО "Мосводоканал".

Так, в троицкий офис АО "Мосводоканал" в течение последнего месяца с подобными вопросами обратилось 186 человек, в том числе жители домов по ул. Центральная, по ул. Текстильщиков и жители микрорайона В, которые не знали о проведении собраний и не были проинформированы о переходе на прямые договоры. Управляющие компании не объяснили жителям все особенности перехода на прямые договоры и с чем могут столкнуться жители, приняв решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

После перехода на прямые договоры обратившиеся жители на себе ощутили отрицательные моменты такого перехода и высказали недовольство в связи со следующими возникшими неудобствами:

  • появляется дополнительное количество платежных документов, начисляемых ресурсоснабжающими организациями;
  • по вопросам начисления и перерасчетов платы за жилищно-коммунальные услуги жители вынуждены обращаться не только в управляющую компанию, но и к соответствующим ресурсоснабжающим организациям, офисы которых находятся в разных районах города;
  • для начисления платы за фактический объем потребления коммунальных услуг жители обязаны передавать показания индивидуальных приборов учета в соответствующие ресурсоснабжающие организации, а показания приборов учета горячей воды сразу в две организации: в теплоснабжающую организацию - для начисления платы за горячую воду и в АО "Мосводоканал"- для начисление платы за водоотведение;
  • для учета при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги имеющихся льгот жители вынуждены предоставлять соответствующие справки в управляющую компанию, а также во все ресурсоснабжающие организации;
  • при изменениях количества проживающих и других данных, используемых при начислении платы, жители также должны предоставлять сведения в управляющую компанию и ресурсоснабжающие организации.

Все это существенно усложняет жизнь москвичей, в связи с чем в настоящее время складывается практика отказа жителей от заключённых ранее прямых договоров. Так, на территории города Москвы жители нескольких многоквартирных домов расторгли прямые договоры и возвратились на предоставление коммунальных услуг через управляющую компанию.

Поэтому москвичам стоит ответственно подходить к решению вопроса о переходе на "прямые договоры", тщательно взвесить все плюсы и минусы таких изменений.

При выборе схемы расчетов за коммунальные услуги на первое место должны ставиться интересы жителей, для большинства из которых наиболее удобной остается схема предоставления коммунальных услуг добросовестной управляющей компанией.