Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Четыре раза вокруг света. Кто следит за тем, чтобы у москвичей были газ и вода

Вентили больше не перекрывают руками

В Москве столько кабелей и труб, что из них можно 4 раза составить линию вокруг земного шара ( см. инфографику ). Они требуют регулярного обслуживания и должны находиться под постоянным контролем. Ведь отключение электричества или любая другая нештатная ситуация сразу сказывается на жизни множества горожан. В преддверии холодов стоит рассказать, какие перемены произошли в отрасли ЖКХ в последние годы.

"Сложно представить, но еще совсем недавно это огромное хозяйство управлялось по старинке - с помощью телефонов, рубильников и кнопок, - пишет в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. - По городу были разбросаны сотни небольших диспетчерских, каждая из которых отвечала за свой небольшой район. В случае аварии команда об аварийном отключении проходила через несколько телефонных звонков. А затем дежурная бригада еще должна была добраться до места инцидента и физически перекрыть вентиль или выключить рубильник. На все это уходило до часа, а порой и больше".

По словам мэра, такие истории остались в прошлом, потому что в отрасли состоялась настоящая технологическая революция: "Вместо сотен диспетчерских пунктов компании "Мосводоканал", "МОЭК", "ОЭК", "МОЭСК", "Мосгаз", "Мосводосток" и "Москоллектор" создали единые диспетчерские службы. Сердцем современной диспетчерской является цифровая видеостена - огромная карта, на которой диспетчер в режиме онлайн видит ситуацию на каждом узле контролируемой системы. В случае нештатной ситуации перекрытие аварийных участков осуществляется одним нажатием клавиши. Например, в "Мосгазе" этот процесс занимает 1,5 минуты вместо прежних 1,5-2 часов".

Быстро изолировать проблемный участок - это только первое звено в цепочке необходимых действий. В нынешних диспетчерских используется интеллектуальная система, которая моментально составляет общую картину произошедшего: что за объекты и здания будут временно отключены от коммунальных ресурсов, масштабы аварии и ее последствия, какие резервные линии следует пустить в ход, чтобы вода, тепло или ток продолжали поступать в квартиры и организации.

Единый ремонтный фронт

Благодаря централизации управления столичного ЖКХ стало возможным еще одно важное нововведение. Теперь вместо разбросанных по всему городу дежурных групп (каждая из которых отвечает только за свой участок и не знает, что происходит на других) работают единые ремонтные и аварийные службы.

Скажете, а какое нам дело до управленческих процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве? На самом деле дело-то есть, ведь скорость реагирования на возникшую проблему увеличилась в разы. Например, аварийная бригада "Мосгаза" выезжает на вызов в течение 2,5 минуты после того, как поступает информация об утечке. Всем, у кого дома стоят газовые плиты и нагреватели, не нужно объяснять, насколько важно быстрое прибытие профессионалов. Ну и важные цифры: если еще 10 лет назад ежегодное количество крупных происшествий на коммунальных сетях переваливало за сотню, то уже несколько лет их число равно нулю.

Модернизация коснулась не только принципов управления в отрасли. Сама инфраструктура (как коммунальная, так и энергетическая) постоянно обновляется. Например, недавно "апгрейд" получила насосно-перекачивающая станция "Бирюлево-Борисовская", которая дает тепло 4 столичным районам, где живут 400 тыс. человек. Это уже двенадцатая станция, которая была модернизирована. Кстати, из-за пандемии подготовка к предстоящей зиме шла в сокращенные сроки. Например, профилактический ремонт систем тепло- и водоснабжения начался на два месяца позже обычного. Но все сделано по полной программе.

И последнее: сейчас в Москве проходит внеплановая проверка внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. "Она проводится в дополнение к ежегодному техническому обслуживанию, - объясняет заммэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. - В случае выявления незначительных нарушений производится их незамедлительное устранение, а если существует угроза безопасности, то газовое оборудование отключается и составляется акт". Объявление о том, что в дом придут представители "Мосгаза", всегда вешается в подъезде. Но мошенники тоже умеют читать, поэтому помните: сотрудник "Мосгаза" всегда работает один, не оказывает дополнительных платных услуг, и он обязан предъявить служебное удостоверение. Проверить личность гостя можно, позвонив по тел. 104 и назвав фамилию, указанную в удостоверении.

На видеостену в диспетчерской выводится вся информация, которая нужна дежурным.