Свет, газ, тепло и вода поступают в московские квартиры и офисы по 170 тысяч километров коммуникаций.
- Если мысленно вытянуть московские кабели и трубы в одну линию, то их хватит на то, чтобы 4 раза обернуть всю Землю по экватору, - отметил глава города.
По словам мэра столицы, еще совсем недавно это огромное хозяйство управлялось по старинке с помощью телефонов, рубильников и кнопок. По городу были разбросаны сотни маленьких диспетчерских, каждая из которых отвечала за свой небольшой район. - В случае аварии команда об аварийном отключении проходила через несколько телефонных звонков. А затем дежурная бригада еще должна была добраться до места инцидента и физически перекрыть вентиль или выключить рубильник. На все это уходило до часа, а порой и больше, - напомнил Сергей Собянин. Такая система была малоэффективна, поэтому столичные власти провели модернизацию - централизовали оперативные службы и внедрили цифровые технологии управления сетями.
- Вместо сотен диспетчерских пунктов компании Мосводоканал, МОЭК, ОЭК, МОЭСК, Мосгаз, Мосводостоки Москоллектор создали единые диспетчерские службы. Например, в здании в Окружном проезде располагается Центр управления сетями АО "ОЭК", диспетчеры которого управляют электро- снабжением нескольких десятков тысяч московских домов и каждого уличного фонаря. Здесь работают люди, которые включают и выключают знаменитую праздничную подсветку, - рассказал мэр. Сердцем диспетчерской является цифровая видеостена - это огромная карта, на которой в режиме онлайн видна ситуация на каждом узле контролируемой системы. На компьютерах диспетчеров отображаются технологические схемы работы оборудования и информация о плановых и аварийных работах.
- В случае нештатной ситуации - перекрытие аварийных участков осуществляется одним нажатием клавиши, - подчеркнул он. - Например, в Мосгазе этот процесс занимает 1,5 минуты - вместо прежних 1,5-2 часов.
Интеллектуальная система также подсказывает, какие объекты будут временно отключены и какие резервные линии нужно использовать, чтобы люди даже на короткое время не остались без воды, тепла или света.
- Централизация управления позволила создать единые ремонтные и аварийные службы. Это намного удобнее и эффективнее, чем держать сотни дежурных ремонтников по всей Москве, - написал Сергей Собянин, уточнив, что с момента поступления вызова до выезда аварийной бригады в Мосгазе проходит не более 2,5 минуты.
Мэр Москвы подчеркнул, что цифровизация и централизация управления в жилищно-коммунальном хозяйстве прошли незаметно для постороннего взгляда. Зато результаты этой работы почувствовал каждый москвич. Так, число инцидентов, приводящих к длительному отключению потребителей, снизилось до единичных случаев.