Вдумайтесь только: цифровизация и централизация ЖКХ Москвы за 10 лет уменьшила до нуля количество ежегодных крупных инцидентов на коммунальных сетях. По сути, мы не заметили, что произошла настоящая технологическая революция в сфере ЖКХ. Централизованные оперативные службы и внедрение цифровых технологий управления сетями позволили компаниям решать задачи за считаные минуты. В случае нештатной ситуации перекрытие аварийных участков осуществляется одним нажатием клавиши. Теперь в столице вместо сотен диспетчерских пунктов компании "Мосводоканал", МОЭК, ОЭК, МОЭСК, "Мосгаз", "Мосводосток" и "Москоллектор" создали единые диспетчерские службы.
"Цифровизация и централизация управления в ЖКХ - внутренние управленческие процессы, которые прошли незаметно для постороннего взгляда. Но результаты этой работы чувствует каждый москвич. Еще 10 лет назад в городе ежегодно происходило более тысячи крупных инцидентов на коммунальных сетях, приводивших к длительному отключению потребителей. Последние годы число этих инцидентов равно нулю", - отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
Современная Москва - это 170 тыс. км коммуникаций, по которым в квартиры и офисы москвичей поступают свет, газ, тепло и вода.
Рассмотрим, как работают новые технологии, на примере АО "Мосводоканал".
Плановая модернизация и реконструкция
АО "Мосводоканал" активно проводит плановую модернизацию и реконструкцию всех объектов, внедряя IT-технологии.
Реконструкция сооружений и технологических участков заключается в их автоматизации с использованием единых диспетчерских служб. Многие процессы автоматизированы.
Это общая практика внедрения новых технологий на всех водозаборных узлах, насосных станциях, локальных очистных сооружениях Новой Москвы, а также на всех объектах Мосводоканала, которые не требуют, согласно законодательству в области охраны труда и промышленной безопасности, круглосуточного присутствия персонала.
Таким образом, вся работа направлена прежде всего на повышение качества предоставляемых услуг водоснабжения и водоотведения, на повышение надежности и эффективности производства, снижение эксплуатационных затрат.
ЦДУ - сердце компании
"Дирижирует" всей системой подачи воды и канализации в круглосуточном режиме Центральное диспетчерское управление (ЦДУ).
Автоматизированная система диспетчерского контроля и управления позволяет диспетчерам в режиме реального времени контролировать работу более чем на 600 технологических объектах АО "Мосводоканал", осуществлять управление основными технологическими процессами и оборудованием, а также проводить мониторинг состояния сооружений водопровода и канализации.
Для этой цели на распределительной сети подачи воды в город установлено более 450 датчиков контроля давления. На основе их показаний Центральным диспетчерским управлением задаются и контролируются режимы, обеспечивается надежность эксплуатации и бесперебойная подача воды потребителям.
Ежеминутно диспетчерами управления принимаются, обрабатываются, анализируются и отображаются на интерактивных панорамах данные от десятков тысяч контрольных датчиков, измерительных приборов, запорно-регулирующей аппаратуры, насосов. На контроле находятся уровни, давление, расходы, параметры качества, наработка агрегатов и многое другое. Умная система автоматически поддерживает заданные режимы водоснабжения и водоотведения.
Здесь также ведется автоматизированный мониторинг качества воды на всех этапах ее производства: от водозабора до транспортировки потребителю.
И если что-то пошло не так, интеллектуальная система подскажет, какие объекты будут временно отключены и какие резервные линии нужно использовать, чтобы люди даже на короткое время не остались без воды.
Все учтет и посчитает
С целью учета расхода воды у абонентов и составления баланса водопотребления, а также для поиска мест утечек воды применяется автоматизированная система учета поставки и потребления воды.
В водоотведении внедрена автоматизированная система автономного контроля стоков. Умные аналитические датчики передают данные на рабочее место оператора.
Единая геоинформационная система работает с точными паспортными и пространственными данными о расположении и состоянии сетей, колодцев, затворов, регуляторов. Все это "беспокойное хозяйство" также находится под пристальным вниманием приборов. Оператор снимает показания и в случае ЧП дает сигнал к действию.
Как проводится работа с населением
Сегодня общение с абонентами Мосводоканала заметно упростилось. Совместно с Департаментом информационных технологий разработана и введена в действие Система интеграционного взаимодействия между системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и АИС "Заявка" ЦДУ АО "Мосводоканал". По окончании трех кварталов 2020 года принято 6184 обращения от службы 112, работы выполнены по 312 обращениям, находящимся в компетенции АО "Мосводоканал".
В центральную диспетчерскую приходят также заявки от потребителей.
По итогам трех кварталов 2020 года поступило около 62 800 обращений.
В программе АИС "Заявка" можно найти исчерпывающую информацию о плановых и профилактических мероприятиях на сетях, которых за девять месяцев 2020 года насчитывается свыше 9 тысяч.
Помимо приема обращений от клиентов, ЦДУ работает с заявлениями, поступающими на портал "Наш город", связанными с городским водоснабжением и канализацией. За три квартала 2020 года по сообщениям жителей с портала "Наш город" выполнены 2154 заявки.
IT-технологии во всех сферах
Информационные технологии охватывают весь Мосводоканал. Производственный автотранспорт, машины и механизмы АО "Мосводоканал" оснащены приемниками сигналов геопозиционирования GLONASS. Теперь стало возможным в режиме реального времени наблюдать, где они находятся.
Анализ данных позволяет прокладывать оптимальный маршрут следования и благодаря этому задействовать технику, которая может оказаться в месте назначения максимально быстро. Это значительно сокращает время устранения нештатной ситуации.
Бригады также оснащены современной подвижной цифровой (не сотовой) связью, доступной даже в коллекторах.
Всего в АО "Мосводоканал" насчитывается около 1300 единиц техники.
А распределение специализированного автотранспорта и дорожно-строительной техники осуществляет логистический центр ЦДУ.
"Если мысленно вытянуть московские кабели и трубы в одну линию, то их хватит на то, чтобы четыре раза обернуть всю Землю по экватору. Сложно представить, но еще совсем недавно это огромное хозяйство управлялось по старинке - с помощью телефонов, рубильников и кнопок. По городу были разбросаны сотни небольших диспетчерских, каждая из которых отвечала за свой небольшой район. В случае аварии команда об аварийном отключении проходила через несколько телефонных звонков. А затем дежурная бригада еще должна была добраться до места инцидента и физически перекрыть вентиль или выключить рубильник. На все это уходило до часа, а порой и больше. Но за последние несколько лет мы провели настоящую технологическую революцию ЖКХ - централизовали оперативные службы и внедрили цифровые технологии управления сетями", - подчеркнул, говоря о цифровизации ЖКХ, Сергей Собянин.
Сформированная цифровая сеть Мосводоканала позволяет ускорить выявление аварийных и предаварийных ситуаций, спланировать ремонт и замену сетей, снизить коммунальную нагрузку на жителей. Это логичный и необходимый этап на пути общей цифровизации всей общественной жизни.