В Москве до 2002 года снег, собранный с проезжих частей города, улиц и дворов сбрасывали в реки - Москву и Яузу. В результате экологическое состояние водоемов и прибрежной зоны серьезно пострадало. Вместе со снегом в водоемы попадали всевозможные примеси, скопившиеся в снеге: мусор, песок, нефтепродукты, гравий и другие элементы. Спасти реки от загрязненного снега удалось, благодаря его утилизации на снегосплавных пунктах. Практика плавления снега успешно применяется в городе на протяжении уже двух десятков лет.
Задумываться о необходимости принудительно плавить снег начали после того, как в городе ухудшилось состояние водоемов и экологическая обстановка в целом. Снежную массу до 2002 года просто сдвигали на обочины дорог и оставляли самостоятельно таять, либо сбрасывали в реки. Долгое время ситуация никак не менялась, пока не возникла идея заняться переработкой снега. Тогда во всех округах столицы были созданы пункты его быстрой утилизации. Появилась разветвленная сеть снегоплавилок. Снег было решено плавить под воздействием тепла сточных вод. Такая технология применялась впервые в мире.
Путь снега - наглядно
Снег, собранный с городских магистралей, дворов и улиц грузят на самосвалы и отвозят для утилизации на стационарные снегосплавные пункты. Водители грузовиков при въезде на территорию ССП должны приложить к специальному валидатору идентификационную карту.
После этого срабатывает система автоматического сканирования, которая измеряет объемы снега в кузове машины. Камера автоматической системы учета снега распознает номер транспортного средства и фиксирует его прибытие на место. Дальше происходит трехмерное лазерное сканирование кузова для точного измерения объема привезенного снега. Система автоматически отправляет полученные данные в общегородскую систему учета приема снежных масс. Лазерные измерительные установки для автоматического учета снега начали применяться с 2019 года. До этого дежурные диспетчера вносили данные вручную.
После прохождения обязательной процедуры регистрации, грузовая машина может отправляться на разгрузку. Грузовики по очереди сбрасывают снег в приемные лотки, где он измельчается. В приемных бункерах установлены сепараторы-дробилки, которые помогают измельчать снежную массу и отсеивать крупный мусор, а мелкие мусорные фракции при этом оседают в песколовках.
Вместе со снегом в камеру могут попасть ветки, бутылки, колеса, лежащие полицейские, дорожные ограничители. Вредные примеси после таяния снега также оседают на дне камеры. Очищают камеры с помощью экскаватора с ковшом. Собранный грунт и мелкий мусор складируется на площадке обезвоживания, а крупногабаритный - автомашинами вывозится на полигоны ТБО.
Когда снежная крошка поступает в плавильную камеру, ее плавление происходит за счет подачи в снегоприемные бункеры сточной воды из городских канализационных каналов и коллекторов. Температура воды при этом составляет около 18°С, что позволяет полностью растопить снег. Талая вода перемешивается со сточной, а затем поступает на очистные сооружения канализации, где подвергается полной биологической очистке и обеззараживанию перед сбросом в водоприемники.
В дни обильных осадков, когда объемы поступающего снега превышают мощности ССП, содержимое грузовиков выгружают на спецплощадки для временного складирования. Буферную зону постепенно также очищают от скопления снежных запасов.
Мощность снегосплавных пунктов столицы позволяет утилизировать порядка 650 тысяч кубометров снега в сутки. Перед началом работы все ССП города проходят тщательную проверку на предмет соблюдения санитарно-технических требований. Проверяются подъездные пути, состояние разметки, въездных ворот и ограждений, наличие схемы движения грузовиков.
В Западном административном округе Москвы круглосуточный прием снега идет на крытом снегосплавном пункте "Лобачевский-2". В дни обильных снегопадов сюда за сутки приезжает от 200 до 400 машин со снегом. Учитывая, что ССП "Лобачевский-2" находится в зоне жилой застройки, местные жители иногда жаловались на грохот от падения снега на плавилки и на неприятный запах. С целью снизить шумовую нагрузку в 2020 году над снегосплавом был построен шумопоглощающий ангар, организовали системы очистки воздуха и шумоподавления.
Снегосплавный пункт "Северное Бутово", который расположен на Старобитцевской улице в Москве принимает снег с территории Южного и Юго-Западного административных округов столицы. Сюда после снегопадов привозят снег, собранный с проезжих частей, тротуаров, дворов и стоянок. Прием машин на ССП "Северное Бутово" ведется круглосуточно. Интервал между выгрузками составляет от 5 до 8 минут.
В Северо-Восточном административном округе Москвы снег принимает ССП "Сигнальный проезд". Работа ведется в круглосуточном режиме, что позволяет за сутки растопить до 3,5 тысяч кубометров снега. На территории снегосплава каждый грузовик проходит обязательную процедуру автоматического измерения объемов снега в кузове. Далее самосвал едет к дробилкам для разгрузки. Снег сбрасывается в снегоприемную камеру, где происходит дробление снежной массы. Затем она смешивается со сточными водами и уходит в московскую канализацию для дальнейшей очистки на очистных сооружениях. Время ожидания в очереди на выгрузку составляет для водителей не более двух минут.
В настоящее время на территории столицы каждую зиму работают 56 снегосплавных пунктов, общая мощность которых позволяет утилизировать около 650 тысяч кубометров снега в сутки. Из них 14 ССП находятся в ведении "Мосводостока", 35 ССП - "Мосводоканала", а также 7 ССП городских префектур и Автодора.
https://moydom.moscow/2022/04/05/kogda-v-moskve-poyavilis-pervye-snegosplavnye-punkty/