В: Сотрудники Канала имени Москвы сегодня отмечают знаменательную дату - восемьдесят пять лет назад он соединил Москву-реку и Волгу для движения пассажирских и грузовых судов.
В1: Эта грандиозная, без преувеличения, стройка должна была решить не только транспортные задачи.
В: Но и обеспечить горожан питьевой водой, поэтому вместе с каналом была построена и восточная водопроводная станция.
В1: Алина Репина узнала, в каких районах города из-под крана течет вода из Волги, и как ее делают такой чистой.
КОРР: Можно делать деньги, можно делать ноги, а можно делать воду - водопроводную, и сейчас мы покажем - как.
В Московской области - тринадцать водохранилищ, и Учинское - самое закрытое и недоступное из них: на его берегах нельзя жарить шашлыки или строить дачи, по его водам нельзя кататься на корабликах. А я нахожусь на дороге, по которой нельзя ездить машинам. Местные называют эту зону "запреткой", потому что именно отсюда пьет Москва, во всяком случае, ее северные и восточные районы.
Воду из Москвы-реки пьют на юге и западе, на севере - волжская вода. По каналу имени Москвы она попадает в Учинское водохранилище, а оттуда на "Северную" и "Восточную" станции по Акуловскому водоканалу. Для воды - это долгий и извилистый путь лишений. Лишают ее чего-нибудь на каждом этапе. Сначала - рыбы, потом - мусора. Мусор попадает за решетку в фильтрах вот такого похожего на дворец здания.
Эта колоннада, она же здесь не только для красоты?
КИРИЛЛ ЗВЯГИН (ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ВОСТОЧНОЙ СТАНЦИИ ВОДОПОДГОТОВКИ АО "МОСВОДОКАНАЛ"): Нет, здесь было в свое время, в тридцать седьмом году, болото. И для того, чтобы эти здания стояли, и никуда их не было просадок, перекосов и разрушений, была придумана вот такая колоннада, которая фактически являет собой двутавровую балку большого размера. И оно за счет этого держится.
КОРР: Мы на Восточной станции водоподготовки, бывшей Сталинской. Она появилась одновременно с Каналом имени Москвы, восемьдесят пять лет назад.
(архивные кадры)
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Нет, это не "Московская водка" - это московская вода.
КОРР: С тех пор здесь мало, что изменилось. Есть места, где время остановилось, и поселок Восточный - это одно из них. Здесь главная улица называется Главной, около подъездов растут мальва и ромашки, а кругом - вот такие невысокие, почти игрушечные сталинки. И все это официально считается Москвой, потому что именно здесь производится четверть всей московской воды.
Удивительно, но на самой станции воды, кажется, и нет - почти вся она в закрытых от глаз трубках и резервуарах.
Зачем этот ершик нужен?
КИРИЛЛ ЗВЯГИН (ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ВОСТОЧНОЙ СТАНЦИИ ВОДОПОДГОТОВКИ АО "МОСВОДОКАНАЛ"): Это ершик для того, чтобы процедить озон.
КОРР: В этом зале воду озонируют, чтобы убить микробов. Потом в нее бросают реагент, чтобы ил и водоросли выпали в осадок и превратились вот в такую зловонную пену. Страшно подумать, какая бы из нее вышла Афродита.
Ну а потом вода уходит под землю. Думаете, это поле? Нет, это крыша подземного резервуара, где осадок отстаивается.
КИРИЛЛ ЗВЯГИН (ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ВОСТОЧНОЙ СТАНЦИИ ВОДОПОДГОТОВКИ АО "МОСВОДОКАНАЛ"): В нем есть стены, коридоры. Сверху он перекрыт бетонными перекрытиями. Для того чтобы зимой не промерзала вода - потому что температура воды там около нуля градусов, вода холодная - сверху сделана обваловка: примерно насыпан метр земли.
КОРР: После отстойников вода хлорируется и утекает в наши с вами краны.
Чувствуется вот этот вот, что это?
АЛЕКСЕЙ БЕЛОВ, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ УПРАВЛЕНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ВНЕШНИМ СВЯЗЯМ АО "МОСВОДОКАНАЛ": Остаточный хлор?
КОРР: Да.
АЛЕКСЕЙ БЕЛОВ, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ УПРАВЛЕНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ВНЕШНИМ СВЯЗЯМ АО "МОСВОДОКАНАЛ": Остаточный хлор, он обязан быть в воде. И если у вас из крана течет вода с небольшим запахом хлора, это хорошо, это значит, что она пришла к вам чистой.
КОРР: Ну а что с пеной Афродиты? Пена вышла сухой из воды: на станции осадок высушивают и превращают в землю.
КИРИЛЛ ЗВЯГИН (ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ВОСТОЧНОЙ СТАНЦИИ ВОДОПОДГОТОВКИ АО "МОСВОДОКАНАЛ"): Он не опасный абсолютно, нормально усваивается. Нормально на нем все очень хорошо растет.
КОРР: Ну вот смотрите, я могу потрогать, и со мной ничего не будет?
КИРИЛЛ ЗВЯГИН (ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ВОСТОЧНОЙ СТАНЦИИ ВОДОПОДГОТОВКИ АО "МОСВОДОКАНАЛ"): Ничего не будет, абсолютно.
КОРР: Так. Ну вот это вот такая субстанция. Пахнет рыбой.
КИРИЛЛ ЗВЯГИН (ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ВОСТОЧНОЙ СТАНЦИИ ВОДОПОДГОТОВКИ АО "МОСВОДОКАНАЛ"): Ну вот он фактически субстанция, она пахнет. Да, она чуть-чуть, ну еле-еле она пахнет рыбой.
КОРР: Летом на станции печалятся - работы мало: москвичи разъезжаются, и мыться некому. То ли дело - Чистый четверг. Но и он сейчас - капля в море. За двадцать лет москвичи стали лить воды в два раза меньше - спасибо счетчикам и закрывшимся заводам. Так что воды со станции хватит на всех. С лица воду не пить, но какая же станция красивая.
Алина Репина, Наталья Левченкова и Александр Беляев. НТВ. Москва.
https://www.ntv.ru/novosti/2715108/
НТВ # Сегодня, Москва, 15 июля 2022