Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Хай-тек в десятку: самая уникальная техника городских коммунальщиков

РИА Новости # Недвижимость (realty.ria.ru) (Москва), 28 сентября 2022
С коммунальной техникой городских служб москвичи в целом знакомы. Однако специалисты комплекса городского хозяйства в своей деятельности часто применяют уникальные продвинутые технологии, которые не всегда можно вот так запросто увидеть на улицах города. Зачем по трубам катаются роботы, а снег сканируют, выяснил сайт "РИА Недвижимость".

Специалисты Московской объединенной энергетической компании ("МОЭК") в период подготовки к отопительному сезону проводят гидравлические испытания, которые для обывателей знаменуются отключением горячей воды. Для обследования труб, чтобы предугадать их износ, используется аппарат "Ротоскан".

Этот робот, оборудованный ультразвуковыми датчиками, спускается в трубу и движется по ней, измеряя толщину стенки. Он применяется для проверки участков перед их сдачей в эксплуатацию или на сетях, которые уже долгий период в работе. Это диагностическое оборудование позволяет спрогнозировать возможный ремонт и используется не только летом, но и зимой.

В арсенале "Мосводоканала" тоже есть роботы: на колесах, плавучие и проталкиваемые модулями. С их помощью специалисты предприятия отслеживают техническое состояние сетей, проводят плановые проверки и даже ремонтируют водопроводные трубы.

Сначала специалисты ведомства определяют участок, который необходимо проверить, и конкретные места для запуска робота. Затем его опускают в трубу, а инженер занимает место в передвижном пункте, где оборудован центр управления. Изображение с камеры робота передается на мониторы, а инженер с помощью джойстика управляет машиной в режиме реального времени. Таким образом осуществляется телеинспекция участка. Записанное роботом видео в дальнейшем анализируют, выявляют дефектные участки сетей и принимают меры по их ремонту.

Разумеется, современная техника применяется не только под землей. У Пожарно-спасательного центра есть автоцистерна под названием "Дракон". Ее используют для тушения пожаров на аэродромах, доставки личного состава и оборудования к месту происшествия, а также для освещения места пожара. С помощью "Дракона" московские пожарные могут решать самые сложные и непредвиденные задачи в условиях мегаполиса. Например, в случае аварийной посадки самолета и возникновения возгорания на борту телескопическая стрела автоцистерны может проткнуть корпус воздушного судна и потушить огонь.

Для работы на высоте у спасателей есть еще одно техническое новшество - телескопический подъемник "Спайдер". Его используют для проведения спасательных работ на высоте до 28 метров, то есть около 10 этажей.

Преимущество механизма в том, что подъемник может управляться дистанционно с помощью пульта. Это позволяет пожарным направлять машину в помещения с очень высокой температурой, где "Спайдер", используя оросительную систему защиты, понижает температуру в помещении. Этот телескопический подъемник очень удобен для работы в районах с плотной застройкой, так как машина способна пробраться в труднодоступные для более крупной техники места.

Если речь идет о природных пожарах, то на помощь приходит насосно-рукавный комплекс "Водолей", который, находясь в пожарной машине, укомплектован рукавами для прокладки рукавной линии длиной более одного километра, а также насосами для откачки и подачи воды.

"Водолей" также предназначен для транспортировки пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования к месту проведения работ. Благодаря работе насосов, удается перекачивать большие объемы воды - от 170 до 500 литров в минуту на расстояние более 1200 метров. Забор воды может производиться из водохранилищ, озер или прудов.

Круглогодичное дежурство на акватории Москвы-реки несет уникальный пожарный корабль "Полковник Чернышев". Это судно ледового класса имеет усиленный корпус, в экипаж входят 5 спасателей и 3 судовых специалиста ПСЦ.

При тушении пожара корабль используется как самостоятельная единица боевой техники. С него можно тушить пожары на воде и береговой линии. Кроме того, корабль способен снабжать пожарные расчеты водой во время их работы на берегу. При необходимости "Полковник Чернышев" может обеспечить водой 32 пожарных автомобиля. Помимо этого, судно также может работать в качестве электростанции и обеспечивать электроэнергией детские сады, школы и больницы, расположенные вблизи береговой линии.

Не отстают от пожарных по части применения технологий и сотрудники Московской городской поисково-спасательной службы (МГПСС). На протяжении трех последних лет они используют для патрулирования и спасения людей беспилотные аппараты - дроны и коптеры.

Большой дрон, управляемый диспетчером, облетает заданные маршруты у воды и в режиме реального времени транслирует картинку на станцию, позволяя спасателям дистанционно мониторить зону своей ответственности. Устройство способно выдержать вес до 7 килограммов и в случае необходимости сбросить утопающему спасжилет.

Другой беспилотник, маленький коптер, привлекают для мониторинга ситуации на месте происшествия. Охват у него небольшой, однако это хорошее подспорье, когда необходимо как можно быстрее найти пострадавшего под водой. Например, на обследование большой зоны поиска у водолазной группы уйдет 2-3 часа, а беспилотник обследует квадрат за 18-20 минут.

Современная техника позволяет не только находить и спасать людей, но и лечить. Для этой цели в штате Московского авиационного центра есть вертолет серии ВКС117С-2, который способен транспортировать трех пациентов с травмами средней степени тяжести или двоих человек в тяжелом состоянии. В санитарном варианте вертолет оснащен медицинской стенкой, в состав которой входят: аппарат искусственной вентиляции легких, дифибриллятор, два инфузомата (шприцевой насос для дробного введения лекарственного препарата), монитор жизненно важных функций, медицинский отсос.

Зимой московские коммунальщики не только убирают снег, но и сканируют его. На снегосплавных пунктах установлена автоматизированная система, которая сканирует количество снега в самосвале. Это новшество позволяет следить за объемом принимаемых осадков и в случае перегрузки того или иного пункта менять маршрут грузовика, отправляя его на другую точку.

Выглядит все довольно просто: машина со снегом при въезде останавливается на несколько секунд. Сверху на столбе установлен сканер, он обрабатывает данные, и вся информация передается в единый диспетчерский центр. После этого по команде сотрудника пункта грузовик со снегом может подъезжать к дробилкам.

В Пожарно-спасательном центре есть специальное подразделение быстрого реагирования на мотоциклах. Спасатели на байках выезжают не только на чрезвычайные ситуации в городе, но и обрабатывают социальные вызовы - например, помощь одиноким пожилым людям, запертым в квартире или упавшим на улице.

"Железные кони" спасателей оснащены всеми необходимыми средствами для ликвидации последствий аварий и возгораний. В арсенале пожарных, в частности, находятся: ранцевая установка пожаротушения "Игла", маска и баллон со сжатым воздухом, оградительные конусы, комби-резак, кусачки, кувалда с короткой рукояткой, чехлы на острые кромки, конец Александрова, стеклобой, а также накладка на подушку безопасности и резак для ремней для работы на ДТП. Кроме того, каждый спасатель на мотоцикле имеет при себе оборудование для оказания первой помощи: противоожоговую аптечку, медицинские транспортные шины.

Источник: РИА Новости Недвижимость