Коммунальные мошенники в своих попытках попасть к нам в квартиры и навязать ту или и иную услугу прибегают к самым разным уловкам: представляются компаниями, название которых созвучно официальным, или же аргументируют свой визит "плановыми проверками", вводя в заблуждение потребителей. Как себя вести при встрече с самозванцами и не попасть на его уловку, решил напомнить сайт "РИА Недвижимость".
Учимся различать газовиков
За газовую безопасность в Москве отвечают сотрудники "Мосгаза". Помимо реагирования на аварийные вызовы они осуществляют контроль городских и внутридомовых коммуникаций в газифицированных домах.
Проверка городских газовых сетей обходится без участия жителей Москвы, но мониторинг оборудования внутри квартир затрагивает горожан напрямую. Проходит он всего раз в год.
Проверка оборудования законна. Во время визита в квартиру потребителя столичные газовики проверяют газопровод, газовую плиту, водонагреватель и другое оборудование на исправность и определяют степень износа.
Проверка газового оборудования в жилых домах
О визите представителя газовой службы вы будете знать заранее, так как проверки проходят по предварительно сформированному графику, который публикуется на официальном сайте компании, а также в специальном чат-боте в мессенджере Telegram.
За 20 дней до назначенной даты специалисты уведомляют о запланированном визите управляющую компанию дома, а та, в свою очередь, обязана проинформировать жильцов.
Если у вас по какой-то причине не получилось принять газовика в назначенное время, то он вернется с проверкой в выходной день. Регламент предполагает, что, если специалистам "Мосгаза" не удастся попасть в квартиру ни в будни, ни в выходной, они будут вынуждены возвращаться раз за разом до конца года, пока проверка наконец-то не состоится.
Напомним, что отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей.
Идентифицировать настоящего специалиста "Мосгаза" достаточно просто. Он будет одет в темно-синюю спецодежду с оранжевой кокеткой и названием компании на спине. Сотрудники приходят с проверкой по одному, при себе имеют удостоверение с печатью, фотографией и фирменной голограммой. Газовик обязан предоставить "корочку" по первому требованию хозяина квартиры.
Если у вас вдруг появятся сомнения, то можно позвонить по номеру 104, уточнить дату проверки своего внутриквартирного оборудования и поинтересоваться, числится ли пришедший к вам газовик в штате компании.
Зачем приходит электрик
Представляются мошенники и специалистами "Мосэнергосбыта". Их цель - убедить вас заменить электросчетчик или иное электрооборудование.
Здесь также нужно знать, что представители "Мосэнергосбыта" могут прийти только в случае, если прибор учета вышел из строя и потребитель обратился в компанию с заявкой, а также если счетчик вышел за межповерочный интервал.
Замена счетчиков электроэнергии
Как отмечают в компании, специалисты "Мосэнергосбыта" сами свяжутся с хозяином квартиры для согласования даты и времени проведения работ, а замена прибора учета будет произведена в строго согласованную с клиентом дату и бесплатно.
Всю информацию о замене счетчиков можно найти на досках объявлений в подъездах домов, в личном кабинете клиента "Мосэнергосбыта" и на официальном сайте. Верить информации из листовок, которые кидаются в почтовые ящики не рекомендуется.
Откройте, сантехник!
К москвичам также ходят мошенники, представляющиеся сотрудниками "Мосводоканала", и под предлогом проверки труб или счетчиков попадают в квартиры.
В компании подчеркивают, что их сотрудники не ходят по квартирам, не занимаются ни проверкой труб водоснабжения, ни поверкой счетчиков, которые находятся в квартирах жителей.
Поверке подлежат только те приборы учета, которые находятся на балансе и в эксплуатации поставщика ресурсов и расположены вне жилых квартир!
"Бывают случаи, когда жителям Москвы предлагают взять воду на анализ. Коммерсанты прибегают к уловкам с показом химических опытов с водой, которые якобы доказывают ее неудовлетворительное качество. За таким представлением следует предложение приобрести или установить бытовой фильтр. Помните, что сотрудники "Мосводоканала" не занимаются продажей и установкой бытовых фильтров", - отмечают в компании.
Бдительность без спешки
Случается, что некоторые организации кидают в почтовый ящик информацию о поверке или замене счетчиков, причем маскируют извещение под бланк из вашей управляющей компании. В этой ситуации лучше не звонить по телефону, указанному на извещении, а просто напрямую обратиться в свою УК, где, кстати, заодно подскажут компании, которые имеют лицензии на оказание таких услуг.
Нередки случаи, когда мошенники представляются работниками Единого расчетного центра "ЕРЦ". Но такой организации в Москве нет. В городе работает учреждение с похожим названием - ГБУ "Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) города Москвы", которое отвечает за эксплуатацию и поддержание работоспособности общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в домах и объектах соцсферы. Самой же проверкой счетчиков занимаются аккредитованные компании, с реестром которых можно ознакомиться на сайте Росаккредитации, напоминает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
Чтобы не стать добычей мошенников, она советует уточнить, когда наступает срок поверки счетчиков воды и электричества (он указан в техпаспорте на приборы), проверить наличие аккредитации и полномочий компании и личности специалистов, а также внимательно изучать предоставленные документы и не торопиться с их подписанием, дает рекомендации юрист.
Замена счетчиков электроэнергии
Если же пришедший специалист требует подписать бумаги на проведение каких-либо работ или акт об уже проделанных работах, то вам стоит руководствоваться нормами закона "О защите прав потребителей", указывает юрист.
"Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров. Если данная информация не была предоставлена, то потребитель не обязан оплачивать не оговоренные товары и услуги, так как это будет являться по своему смыслу введением в заблуждение", - разъясняет собеседница агентства.
По ее словам, в такой ситуации потребитель вправе отказаться от оплаты подобной услуги и выгнать незваного гостя. В случае, если пришедший гражданин сопротивляется и не желает покинуть жилище, собственник может вызвать полицию, говорит Спиридонова.
Спиридонова подчеркивает, что угрозы мошенников о подаче искового заявления в суд потребителю не стоит бояться.
"Исковое заявление - основной способ защиты прав. Для мошенника использования такого рода формулировок - один из способов запугивания. Однако не стоит забывать, что права потребителей защищены законом с отдельными особенностями и преимуществами, нежели чем в рыночных и договорных отношениях без потребительского элемента", - указывает юрист.
Источник: https://realty.ria.ru/20221010/moshenniki-1822284399.html