Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Путешествие снега: как в Москве утилизируют снежную массу

Мой дом Москва (moydom.moscow), Москва, 1 марта 2023

Автор: Смагринская Юлия

Москва на протяжении зимы нередко оказывается под влиянием по-настоящему сильных снегопадов. Для борьбы с природным вызовом в город выдвигаются колонны коммунальной техники. Едва натиск стихии утихает, на улицах не остается даже намека на последствия непогоды. Куда же исчезают сугробы? Все просто. Собранный с улиц города снег отправляется на снегосплавные пункты для последующей утилизации.

Система переработки снега на снегосплавных пунктах успешно функционирует в Москве на протяжении уже более двадцати лет. Круглосуточная утилизация снега ведется на 35 ССП АО "Мосводоканал" общей производительностью 140 тысяч куб. м в сутки, а также на аналогичных снегосплавных пунктах других коммунальных организаций города, которые позволяют качественно перерабатывать снежную массу.

Необходимость принудительно плавить снег возникла в связи с ухудшением состояния городских водоемов и экологической обстановки в столице. Причину ухудшений нашли довольно быстро - она скрывалась в прямом смысле в сугробах.

Водитель прикладывает идентификационную карточку к валидатору

Ни для кого не секрет, что снежная масса в крупных мегаполисах представляет собой настоящий коктейль из снега со всевозможными добавками в виде мусора, песка, нефтепродуктов, гравия и других элементов. Поэтому снег, собранный с городских территорий, нуждается в тщательной обработке.

Два десятка лет назад об этом еще не задумывались. Снег с проезжих частей города, улиц и дворов собирали, грузили на самосвалы и везли в сторону реки Москвы или Яузы, иногда просто сдвигали на обочины, чтобы тот самостоятельно таял. Несмотря на негативные последствия таких действий, длительное время ситуация никак не менялась. Так продолжалось до 2002 года, пока экологическое состояние московских водоемов и прибрежной зоны окончательно не ухудшилось. Тогда возникла идея заняться переработкой снега.

Перед службами коммунального хозяйства города была поставлена задача - очистить территорию столицы от снега с последующей его утилизацией.

Правительством Москвы в начале 2000-х годов было выпущено распоряжение № 408-РП от 25.04.2000 г. "Об утверждении Целевой комплексной программы организации "сухих" снегосвалок, снегосплавных камер и снеготаялок в соответствии с экологическими требованиями на 2001-2003 гг.".

За осуществление поставленных задач взялись специалисты АО "Мосводоканал". Совместно с институтом "МосводоканалНИИпроект" они разработали Генеральную схему снегоудаления с территории города с использованием системы городской канализаций.

Во всех округах столицы начали появляться пункты быстрой утилизации снега. Было принято решение плавить снег по технологии, разработанной впервые в мире именно в Москве и внедренной Мосводоканалом - под воздействием тепла сточных вод. Сооружения для утилизации снега построили на канализационных коллекторах. Постепенно сформировалась разветвленная сеть городских снегосплавных пунктов. Благодаря их появлению экологический ущерб для города удалось уменьшить.

Столичные снегосплавные пункты принимают машины со снегом круглосуточно. Каждый пункт обеспечен автопогрузчиками, дополнительными местами для разгрузки самосвалов. При обильных снегопадах все снегосплавы переходят на форсированный режим работы. Поступающий на снегосплавы снег подвергается глубокой очистке - из массы удаляют мусор, песок и примеси.

Сам процесс утилизации снега выглядит следующим образом.

После прибытия на снегосплав самосвалы отгружают содержимое кузова на сепараторы-дробилки, установленные над приемной камерой канализационного коллектора, либо на вмонтированные в землю решетки, через которые снег продавливают экскаваторы-погрузчики. Уплотненный снег при помощи дробилок и решеток измельчается, из него удаляется крупный мусор.

Снежная масса после измельчительных устройств оказывается в приемных камерах. Каждая камера наполнена сточными водами канализации, температура которой и в морозы не опускается ниже 12-15 градусов. Снег под воздействием тепла жидкости быстро тает. Данный этап предполагает также удаление из талой воды оставшихся в ней мелких примесей с помощью песколовок. Далее растопленный снег вместе с другими промышленными и бытовыми стоками поступает на очистные сооружения, где проходит полную механическую и биологическую очистку. На московских очистных сооружениях воду избавляют от взвешенных веществ и нефтепродуктов. Благодаря особым технологиям, которые применяются на очистных сооружениях, в природу возвращается вода, отвечающая всем требованиям и нормам, очищенная от всех лишних примесей. Это позволяет исключить экологический ущерб для природных водоемов Московского региона.

Для оптимизации процесса регистрации и учета завозимого снега специалисты АО "Мосводоканал" с момента начала эксплуатации первых снегосплавов разработали и ввели в эксплуатацию систему учета снега. Для ее полноценной работы каждый сезон составлялась база данных всех дорожных организаций, заключивших договоры на утилизацию снега, выдавались дорожникам более 12 тысяч пластиковых карт, по которым осуществлялся допуск автотранспорта на ССП и учет завозимого снега.

В 2021 году на снегосплавных пунктах Мосводоканала была запущена новая Система автоматического учета снега, которая работает в комплексе с ГЛОНАСС. Прежде чем въехать на территорию снегосплава, грузовики проходят процедуру измерения объема снега в кузове автомобиля. На въезде и выезде с пункта установлены специальные лазерные датчики, которые оперативно сканируют объем снежной массы, поступающей на снегосплав. Измерительный комплекс гарантирует 99-процентную точность подсчетов. Данные поступают в Центральное диспетчерское управление Мосводоканала и в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы.

Измеритель способен делать подсчеты для системы автоматически. Датчик подключен к планшету диспетчера. Специалист регистрирует полученную информацию, после этого шофер подводит транспорт к снегосплавным камерам и ждет команды мастера к выгрузке.

Процесс разгрузки контролируется с помощью системы видеонаблюдения и занимает не более 3-5 минут. В дни обильных снегопадов поток машин может достигать пиковых значений - один пункт способен принять за сутки до 450-500 машин. Для снижения шумовой нагрузки на снегосплавах, расположенных недалеко от жилых домов, проведена модернизация с установкой над снегоприемными сооружениями защитных конструкций от шума, а также систем вентиляции и очистки воздуха.

Специалистам Комплекса городского хозяйства Москвы за минувшие годы удалось в значительной степени решить одну из острейших экологических и хозяйственных проблем города - вопрос утилизации снега.

Существенный вклад в общее дело внес АО "Мосводоканал", благодаря усилиям которого был реализован масштабный проект по созданию разветвленной сети стационарных снегосплавных пунктов. Каждую зиму в столице освобождается от последствий осадков примерно 100 квадратных километров площади городской застройки, а после каждого снегопада на переработку отправляется порядка миллиона куб.м снежной массы, собранной с московских улиц.

Источник:"Мой дом Москва"