Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Сердце и мозг городских артерий

Московская правда, Москва, 20 апреля 2023 06:00
Автор: Маевская Яна

Есть в структуре АО "Мосводоканал" Центральное диспетчерское управление - это одновременно и сердце, и мозг сетей города. С одной стороны, именно оно управляет огромным количеством насосов и резервуаров, которые поставляют в наши квартиры чистую воду и удаляют из нее воду канализационную, подобно тому как гладкая мускулатура артерий и венозные клапаны качают по организму кровь. С другой стороны, именно здесь находятся системы контроля за состоянием городской сети. Дисплеи и мониторы, которые внимательно отслеживают состояние городских водопроводных и канализационных сетей. В диспетчерской в круглосуточном режиме работают пять человек. Четыре человека - диспетчеры, которые отслеживают ситуацию в офисе, пятый человек - это специалист, дежурный по городу. Он выезжает на места, чтобы лично руководить процессом локализации аварийных ситуаций. Во время своей смены он повелитель всех задвижек и распорядитель всех гидрантов.

Именно в ЦДУ сосредоточена информация о состоянии и работе всех объектов - это и станции водоподготовки, и водопроводная инфраструктура, а также канализационные сети и очистные сооружения. Сюда со всей Москвы стекается информация о работе всех систем Мосводоканала, здесь она обрабатывается.

Модернизация? Это постоянный процесс!

Пять лет назад в ЦДУ прошла масштабная модернизация. Вместо старых методов паспортизации сетей перешли на полностью электронный формат. Теперь самая актуальная информация в режиме онлайн поступает и на главный экран центра, и на планшеты руководителей и оперативного персонала в районах эксплуатации. Схема сетей, аварийные и эксплуатационные заявки, актуальное положение задвижек и запорной аппаратуры, даже местоположение машин с расчетным временем прибытия - все это и многое другое видят сотрудники ЦДУ на своих дисплеях.

Можно ли сказать, что теперь все, что надо, сделано? Или же за пять лет что-то устарело и надо опять менять?

- Это же живой организм, - говорит начальник ЦДУ Андрей Фомушкин. - Представьте себе горшок, в который вы посадили семечко, и из него вырос красивый цветок. Сам горшок менять не надо, а цветок постоянно растет, меняется, его надо удобрять, поливать, подрезать... Так и с модернизацией: этот процесс практически постоянный.

Андрей Фомушкин все время находится в поиске. В городе вводят новые объекты, что-то изменяется, что-то дополняется, усовершенствуется. Где-то что-то подсмотрел, о чем-то услышал - интересно, а как у нас это будет работать? Давайте попробуем? Новую IT-технологию, новый гидрант, новую программу, новую методику. Да и требования к качеству воды постоянно меняются, и отнюдь не в сторону послаблений.

Новинки обкатывают на своих же компьютерах. Выписывают замечания, работают с ними, доводят до ума и только потом подают на основные серверы.

Или взять, к примеру, работу со строительными котлованами. Еще недавно как было? Выезжает дежурный по городу к котловану. Кстати, под словами "строительный котлован" не надо понимать строительство нового жилого дома, хотя и там надо смотреть, как в этот будущий дом будут врезать водопроводные и канализационные трубы. Чаще это котлован для реконструкции коммуникационных сетей.

Итак, раньше выезжал дежурный, фотографировал этот котлован и отсылал фотографию по ватсапу коллегам. Те ее снимали, обрабатывали и смотрели. Теперь в Центральном диспетчерском управлении появилось специальное мобильное приложение. Дежурный выезжает на место, у него на телефоне установлена специальная программа, которая показывает сразу же этот котлован. Дежурный фотографирует реальный объект - и все это сразу уходит на сервер. А там смотрят, насколько предполагаемое соответствует действительности и что тут надо делать.

- Это мобильное приложение мы тоже обкатывали на своих личных телефонах, - говорит Андрей Фомушкин.

Программа подсказывает, человек решает

На карте в кабинете начальника - вся столичная система водоснабжения. Синие линии - это водопровод. Коричневые - самотечная канализация, а фиолетовые - канализация под напором. Для нас, обывателей, никакой разницы между ними нет. Мы фактически пользуемся только самотечной канализацией: зашел в туалет, смыл за собой - оно своим ходом и утекло. Однако для работников Мосводоканала разница есть, и зависит она от рельефа местности. Есть наклон - она и будет сама течь. А если путь к водоочистным сооружениям лежит в гору?

Тогда приходится подключать насосы.

На сетях повсюду расположены кружочки.

Это колодцы. Кликнешь по нему - и тут опять все тебе как на ладони: какое на этом участке должно быть давление, есть ли пожарный гидрант, в каком состоянии находится заглушка.

Кстати, давление в каждом узле должно быть свое. Оно зависит от многих факторов: какая застройка, насколько высоки вокруг дома, находятся ли они в низине или на возвышенности. Все это необходимо рассчитать, и над этими расчетами сидит целый отдел специалистов.

В случае возникновения нештатной ситуации программа показывает выездной бригаде маршрут, в какой колодец надо спускаться, какую задвижку закрыть. Впрочем, говорит Андрей Фомушкин, человек обязательно проверит все на месте - не ошиблась ли программа.

Некоторые участки сетей отмечены красным - они временно перекрыты. Но! Это совсем не означает, что дома, в которые они ведут, лишены воды.

- В каждый дом вода подается по двум веткам, - поясняет Андрей Фомушкин. - И они разделены перекрывающими задвижками.

Конечно, мгновенно переключить подачу воды с одной ветки на другую нельзя, будет гидравлический удар. Однако, как правило, жители ничего не замечают, подача воды отключается буквально на несколько минут.

Кстати, нередко бывает так: диспетчеру приходит заявка, что в дом нет подачи воды. А потом оказывается, что виной тому действия управляющей компании. Например, в какой-то квартире протечка, и они перекрыли воду в стояке. Или кто-то из жильцов проводит работы.

Как влияют на водопровод Новый год и футбольный матч?

Все, наверное, слышали и знают, что потребление электричества должно быть ровным и непрерывным. Пиковые нагрузки чреваты выбитыми пробками и отключением - поэтому в сильные морозы может исчезать напряжение в сети. Но и низкое потребление электричества тоже чревато неприятностями, потому что электростанцию, особенно гидро-, не остановить, она работает себе и работает.

Так вот, представьте себе, что с водой - то же самое. Станции водоочистки и водоподготовки - а в Москве их четыре основных: Северная, Западная, Восточная и Рублевская - работают непрерывно. Процесс очистки воды нельзя остановить, замедлить или ускорить. Осадку безразличны наши проблемы, он осаждается с той скоростью, которую задает ему земная гравитация. Бактерии, которые, не покладая жгутиков и ложноножек, трудятся в тенках и очищают воду, тоже не сбавляют темпов.

Поэтому в Москве есть 400 точек контроля давления и регулирующие узлы. Регулирующий узел - это два-три резервуара плюс насос-ная станция. Во время минимального водопотребления резервуары заполняют водой. Во время максимумов начинают напрягаться насосы, перекачивая в дома воду. Вся эта система настроена и отрегулирована таким образом, что станции водоподготовки работают непрерывно в одном и том же темпе.

А центр регулировки здесь - в ЦДУ. Все объемы воды, которые подаются в город, управляются отсюда. Их надо увязать, чтобы они работали синхронно, одновременно и при этом обеспечивали заданное давление - и не выше, и не ниже, согласно нормативам. Резервуары необходимо вовремя наполнять и опорожнять.

Обычный ритм жизни города таков: утром люди просыпаются, готовят завтрак, наполняют чайники, идут в туалет. Многие не мыслят бодрого утра без душа. Это - время максимального водоразбора, когда опорожняют наполнившиеся за ночь резервуары, а насосы включаются в работу. Затем многие уезжают на работу - наступает минимум. Вечером люди возвращаются, следует готовка еды, вечерние ванны и просто гигиенические процедуры - снова максимум. И - опять ночной минимум.

Между прочим, в центральной диспетчерской постоянно транслируется программа телепередач - ее тоже отслеживают. Хотя она сейчас уже не так сильно влияет...

- Вот двадцать лет назад, - вспоминает Андрей Фомушкин, - когда было от силы три канала и по одному шло, к примеру "Место встречи изменить нельзя" или "Семнадцать мгновений весны", потребление воды в этом время очень сильно падало. Весь город "прилипал к экрану".

Сейчас у многих москвичей дома 120, а то и больше, каналов. Один смотрит боевики, другой - мультсериалы, третий - мелодрамы или оперы, и все в разное время. Мало того, даже если идет какой-нибудь супермегапопулярный фильм, его все равно прерывают на рекламу, во время которой зрители могут сбегать в туалет или налить себе чашечку чая или кофе.

Один из дежурных диспетчеров вспоминает, что еще два-три года назад сильное влияние на водопотребление оказывали футбольные матчи. Тем более что их-то на рекламу не прерывают. Сейчас это опять-таки не сильно влияет.

Однако, как утверждают диспетчеры, бдительно вглядываясь в экраны, следить за программой передач по-прежнему необходимо. Из новостной ленты можно узнать о текущих событиях в городе и оперативно отреагировать на них с точки зрения обеспечения стабильного водоснабжения и водоотведения.

В нашем календаре есть уникальное время - новогодняя ночь. Квартира полностью убрана, пол вымыт, все члены семьи тоже вымылись, чтобы встретить Новый год чистыми, вся еда приготовлена, овощи вымыты, сварены и покрошены в салат... Все москвичи в одно и то же время собираются за праздничным столом, слушают президента, чокаются шампанским, втыкают ножи и вилки в праздничные блюда. В этот час-два потребление воды в городе падает до нуля. Совсем!

И для ЦДУ это, естественно, время, к которому необходимо заранее подготовиться. Подготовиться к тому, что станции водоподготовки будут продолжать работать, но в течение как минимум часа ни один вентиль крана не шелохнется, ни один сливной бачок не зашумит.

Из других праздников стоит отметить Чистый четверг, который был на прошлой неделе. В этот день все - ну, по крайней мере большинство жителей - моются. Однако по своим масштабам пик потребления Чистого четверга ни в какое сравнение не идет с новогодней ночью: там все происходит за один час, а тут может быть "растянуто" на весь день.

Стоит также отметить майские праздники, когда потребление воды традиционно падает - к этому тоже готовятся заранее. А вот летом особых эксцессов не происходит. С одной стороны, многие летом уезжают. С другой - люди в жару моются чаще, да и город в это время регулярно поливают.

Кстати сказать, территориального разделения в Москве нет. Нет такого, что в спальном районе воду потребляют только утром и вечером, а в районе бизнес-застройки - только в дневное время на офисные нужды. Точнее, такое есть, только вот на работе системы водоснабжения это никак не сказывается.

- Нельзя разделить потребление по районам, - поясняет Андрей Фомушкин. - Одна и та же магистральная труба может идти из Северо-Западного округа в Северный, а потом заходить в Центральный.

Нештатные ситуации

Их может быть много, и они разные. Например, дежурные по городу обязательно выезжают на все возгорания. Их обязанность - показать пожарным расположение гидрантов. Но это, скажем так, нештатная ситуация, которая к водопроводной и канализационной сетям не относится.

В этих сетях время от времени случаются происшествия, которые можно условно разделить на две группы: природные и вызванные человеческим фактором. Причем первые обычно возникают на водопроводной сети, а вторые - на канализационной.

- Весной и осенью происходит оттаивание и замерзание грунтов, - поясняет Андрей Фомушкин. - При этом двигаются большие пласты почвы, и они могут повреждать проложенные под землей трубы. Бывает также, что подземные потоки размывают землю, образуя пустоты.

А вот состояние канализации во многом зависит от поведения абонентов. И здесь, считает Андрей Фомушкин, ситуация с каждым годом становится все лучше и лучше.

- Например, раньше было очень много пакетиков от чая, которые люди почему-то выбрасывали не в мусорное ведро, а в унитаз, - вспоминает он. - Фильтры канализации были все в желтых бумажках, как новогодняя елка! Сейчас их стало ощутимо меньше. То ли научились выбрасывать правильно, то ли перешли на другие, не такие заметные и яркие марки.

Лет десять-пятнадцать назад большой проблемой были жировые отложения - знаменитые жирберги. Так называется канализационное явление, когда тряпки, волокна, латекс сбиваются в кучу и на них начинают нарастать слои жира. Повинны в этом были точки общепита и летние кафе, многие из которых работали незаконно и без всякого контроля. Сейчас все эти заведения в обязательном порядке должны иметь жироуловители - без них им просто не разрешат работать. Поэтому количество жиров, которое попадает в канализацию, сведено к минимуму.

Однако остаются волокнистые вещества - средства гигиены, латексные изделия №2, тряпки. Они, путешествуя по трубам, могут повреждать насосы. Кроме того, во время ремонта рабочие могут слить в унитаз строительный раствор. А что, его же вода размоет, в чем проблема?

Проблема в том, что он все равно рано или поздно вступит в реакцию и застынет на стенах трубы плотным комом. А если еще и встретится с какой-нибудь тряпкой, то беды -не избежать-...

- Мы стараемся делать свою работу незаметной, чтобы жители Москвы просто приходили домой, открывали кран и из него текла вода, - говорит Андрей Фомушкин. - Единственная просьба: соблюдайте все-таки правила пользования городской канализацией. Не бросайте туда ничего лишнего. И не лейте ничего, кроме воды и специальной химии для прочистки труб.