Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Вода Новой Москвы

"Московская правда", Москва, 10 августа 2023 06:00

Автор: Маевская Яна

В Троицком и Новомосковском округах АО "Мосводоканал" продолжает масштабную модернизацию систем водоснабжения и водоотведения. Работы ведутся с 2012 года, многое уже сделано, и во многих поселках ситуация изменилась коренным образом. Почему Мосводоканал переводит поселки с артезианских скважин на поверхностные источники водоснабжения, каковы особенности артезианской воды в Московском регионе - давайте разберемся.

Пять водных китов Московского региона

Исторически Московская область берет воду из артезианских источников, точнее - из водоносных горизонтов. Их в Московской области пять. Основной - Подольско-Мячковский. По области он дает 41 процент всего водоотбора. В Новой Москве в 2010 году на его долю приходилось 85 процентов - по данным журнала Watermagazine.

И уже тогда этот горизонт был сильно истощен. Уже двенадцать лет тому назад по всей территории Новой Москвы гидродинамический потенциал Подольско-Мячковского горизонта был низкий - от 0 до 1000 куб. м/сут, а на многих участках увеличение водозабора вообще было невозможно.

Второй водный горизонт Новой Москвы - Алексинско-Протвинский. Здесь картина получше: на севере и западе Троицкого и Новомосковского округов гидродинамический потенциал двенадцать лет назад составлял от 5 до 10 тысяч куб. м/сут, а местами - в основном ближе к МКАД - даже превышал этот уровень. Однако на юге и востоке гидродинамический потенциал не превышал 1000 куб. м/сут, а местами даже стремился к нулю.

Кроме того, некоторую долю воды на юго-восток поставляет Каширский горизонт. Вопреки названию, под Каширским районом этот горизонт есть только местами. В основном он располагается под Коломенским, Воскресенским, Можайским, Чеховским и Серпуховским районами, а также захватывает самый юг ТиНАО.

Еще два водных горизонта - Касимовский и Гжельско-Ассельский - в Новой Москве не используются.

Глубина имеет значение

Подземные водные линзы на территории Новой Москвы обычно залегают на глубине 33 - 140 метров. Например, в Щербинке это 82 - 86 метров, в Троицке чуть повыше: 49 - 55 метров. В поселке Коммунарка водоносный слой лежит глубоко, 102 - 105 метров. Именно на такую глубину и приходится бурить артезианские скважины "на известняк". Владельцы небольших домов, впрочем, предпочитают заказывать скважины "на песок". Такие скважины берут воду из более высокого водоносного слоя, глубиной от 13 до 29 метров. Они дешевле и быстро окупаются. Однако в такую воду попадают поверхностные стоки, в которых может быть все что угодно - токсические вещества из расположенного рядом агрокомплекса, тяжелые металлы с дороги и прочие непотребства. Поэтому на такие источники лучше ставить дополнительные системы фильтрации. Да еще и производительность у них низкая. Впрочем, для маленького домохозяйства или летней дачи этого достаточно.

У Алексинско-Протвинского горизонта, к примеру, глубина залегания небольшая. Подольско-Мячковский горизонт глубокий, причем чем глубже скважина, тем чище вода.

Но об этом речь впереди.

Переходим на водохранилища

Мосводоканал вот уже в течение десяти лет переводит поселки Троицкого и Новомосковского округов на городскую систему водоснабжения. Тянут трубы - причем делают это бестраншейным способом. Такой способ не вредит окружающей среде: все, что растет, цветет и живет на поверхности земли, остается в целости и сохранности. Ставят насосную станцию, тянут трубы. Когда все готово - артезианский источник закрывают, и жители начинают получать воду из тех же водохранилищ, что и старая Москва: Рузского, Озернинского, Можайского, Истринского, расположенных на Москворецком водоисточнике.

Если в 2012 году в ТиНАО московские станции водоподготовки поставляли 22 тысячи кубометров воды в сутки, то к 2022 году этот объем увеличился до 91,45 тысячи кубометров - более чем в четыре раза!

- С 2012 года: поменяли свыше 65 км водопроводных сетей; реконструировали 24 водозаборных узла; еще 14 узлов перевели с подземных источников на воду централизованного водоснабжения города, - сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в 2016 году водоснабжение города на 96,2 процента обеспечивалось поверхностными водами. 3,8 процента приходилось на подземные источники. В области же картина принципиально иная: здесь 99,7 процента воды идет из подземных источников.

Не все источники можно закрыть

Разумеется, бывают случаи, когда отказаться от артезианского источника невозможно. Невозможно и нецелесообразно - слишком далеко придется тянуть трубы.

В таком случае воду в нем тщательно исследуют, а затем по результатам модернизируют водозаборный узел, "навешивая" на него необходимое оборудование. В этом состоит разница между артезианским источником и поверхностными водами. Состав вод на поверхности более-менее стабилен и известен. А вот что касается подземных слоев, то тут дело темное. Через что прошла на своем пути вода, что в ней растворилось, какие сюрпризы таятся в глубинах?

Артезианская вода, конечно, чистая, отфильтрованная, прошедшая через слои известняка... но все-таки она может быть опасной и нуждается в дополнительной очистке. Известняк и грунт фильтруют воду от взвесей, от механических частиц, даже от бактерий. Но при этом в воде растворяются различные вещества. Результат может быть очень даже положительным: например, в Рязановском поселении из скважины добывают минеральную воду, которая по своим свойствам близка к пятигорским источникам. Здесь даже есть бальнеологический санаторий, где минеральной водой лечат системы желудочно-кишечного тракта. А возле деревни Софьино в Краснопахорском поселении бьет природный источник с повышенным содержанием серебра.

Впрочем, минеральных источников в Новой Москве, да и по области тоже, исчезающе мало. В основном вода пресная, но - не без примесей.

Например, в воде Подольско-Мячковского горизонта весьма высокое содержание железа и фтора. Это связано с тем, что водоупорные глины в этом горизонте - несмотря на глубину его залегания - практически отсутствуют. Жесткость воды превышает норму на 45 процентов, железа - на 60 процентов, в некоторых местах наблюдается превышение нормы лития... Впрочем, чем глубже скважина, тем ближе вода к санитарно-эпидемиологическим нормам. Если брать воду с очень большой глубины, то очистка требуется по минимуму.

В Алексинско-Протвинском водном горизонте вода мягче, здесь жесткость превышает допустимую на 20 процентов. Однако в воде этого водного горизонта много других элементов. Превышение железа и бора на 40 процентов, стронция - на 60, фтора - на 70, лития - на 75. Этот водный горизонт сформировался относительно недавно, в кайнозойской эре, а это означает, что от поверхности его отделяют только отложения четвертичного периода. Молодому водоносному слою "всегонавсего" 2,5 миллиона лет.

Методы очистки

В тех случаях, когда от артезианского источника отказаться невозможно, Мосводоканал модернизирует водозаборный узел и ставит на него дополнительное оборудование - в зависимости от того, из какого водоносного горизонта берется вода, какие у нее характеристики и какая именно очистка ей требуется.

Один из этапов очистки - обезжелезивание.

Надо сказать, что добыть железо из воды непросто: оно хитро прячется. Железо имеет две формы: двухвалентное и трехвалентное. Трехвалентное присутствует в воде в виде небольших коллоидных частичек. Их можно удалить механически, с помощью мембран. А вот двухвалентное железо полностью растворяется в воде.

Его удаляют с помощью ионного обмена или обратного осмоса. Есть и другой способ: воду сначала обрабатывают методом каталитического окисления. В результате все двухвалентное железо становится трехвалентным, окисляется и переходит в коллоидную форму. Далее его удаляют механическим способом - с помощью фильтров. Железо в воде - это некрасиво. На белоснежной сантехнике появляются ржавые потеки, ржавчина появляется на барабанах стиральных машин, внутри посудомоечных машин. Это не очень вкусно - привкус железистой воды мало кому нравится. Но это еще и вредно для здоровья. Суточная норма железа для человека - это 15 - 22 мг, причем большую ее часть мы получаем из пищи. Поэтому считается, что железа в воде в норме должно быть не более 0,3 мг/л. Железо накапливается в тканях организма, начинается гемохроматоз, болезни печени, почек и всей желудочно-кишечной системы, ломкость волос и аллергические реакции.

Еще один важный этап - умягчение воды. Разумеется, жесткая вода вкуснее, да и полезнее для организма. В конце концов, все минеральные, насыщенные солями воды - жесткие. Однако для бытовой техники это смерть. Жесткая вода портит ее, оставляет накипь в чайниках. Кроме того, она сушит кожу, ею плохо мыться - мыло не пенится, стиральный порошок в ней не стирает.

В быту жесткую воду можно смягчить, прокипятив ее, - правда, чайник после этого придется обрабатывать лимонной кислотой или уксусом. Мосводоканал, разумеется, использует промышленные способы.

В некоторых случаях возникает необходимость очистить воду еще и от солей тяжелых металлов и фторидов природного происхождения - тот же самый литий, бор, стронций. Для этого монтируются обратноосмотические мембранные фильтры - универсальный и самый лучший фильтр, который способен очистить воду от всех типов опасных загрязнений. Обратный осмос убирает из воды и литий, и стронций, и бор, и все остальное.

И во всех случаях вода из артезианских источников в финале обрабатывается гипохлоритом натрия.

Поэтому жителям Троицкого и Новомосковского округов ничего не грозит - на модернизированных артезианских скважинах вся вода очищается и приводится в полное соответствие с нормативами.

Снижается нагрузка - улучшается экология

Перевод водоснабжения с артезианских источников на московскую воду оказывает благотворное влияние на водный баланс региона. Это не пустые слова: активное использование артезианской воды, как правило, приводит к проблемам. Одна из них - образование так называемых депресионных воронок. В Московском регионе из-за интенсивного отбора подземных вод уже образовалась депрессионная воронка, которая охватывает Москву, большую часть области, а также захватывает края Владимирской, Тверской и Калужской областей.

Обратимся к отчету, составленному в 2016 году по заказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ. В Подольско-Мячковском водоносном слое депрессия распространяется практически на всю его площадь - за исключением западных и юго-восточных районов. В некоторых местах наблюдается понижение уровня на 50 - 80 м. Есть и локальные воронки - примерно 10 м от общего фона.

В Алексинско-Протвинском водоносном горизонте депрессионная воронка охватывает практически весь Московский регион, за исключением крайних западных и юго-восточных районов.

Чем опасны такие воронки?

Первое, что приходит в голову: а не будет ли обрушиваться и проседать грунт в этих местах? Такое может быть, но маловероятно. Если только водоносный слой расположен близко к поверхности земли - вот тогда его истощение может привести к образованию провалов. Но у каменноугольных запасов воды слишком прочная "крыша": тут слои и глины, и известняка. Провалиться им трудно. Опасность тут иная. Вода в водоносном горизонте, как правило, находится под давлением. Такое положение дел называется напорным. Образовалась воронка - значит, водоносный горизонт стал безнапорным. А безнапорная подземная вода очень легко загрязняется поверхностными стоками. По извечному закону природы: пустоты быть не должно! Если место, которое занимали подземные воды, освободилось, значит, туда придут воды надземные.

Нагрузка на подземные воды в Московском регионе растет с огромной скоростью: с начала XX века до 60-х годов водоотбор из артезианских источников вырос в 90 раз. В начале XXI века, по данным журнала Watermagazine, только на территории Новой Москвы водоотбор составлял 200 000 куб. м/сут.

Вторая проблема - минерализация почвы. Происходит это вот почему: чем глубже залегает вода, тем больше в ней растворенных минералов. При отборе воды более глубокие (и, соответственно, более плотные) слои воды поднимаются выше, и растворенный в них калий, марганец и прочие минералы повышают соленость почвы. А это не очень хорошо для сельского хозяйства.

Поэтому перевод населенных пунктов Новой Москвы на водоснабжение поверхностными водами, которое осуществляет Мосводоканал, - большое благо.

Источник: https://mospravda.ru/2023/08/10/697198/