"Московская правда" (mospravda.ru), Москва, 9 сентября 2023 13:30
Автор: Маевская Яна
- Спрашивается: что суше всего? Отвечаю: лекция!
"Алиса в Стране чудес", аудиоспектакль, 1976 год.
В Центральной детской библиотеке №14 на Абельмановской улице прошло интересное мероприятие для школьников, подготовленное совместно с редакцией газеты "Московская правда", АО "Мосводоканал" и ГБУК города Москвы "Объединение культурных центров Центрального административного округа". От газеты была выставка - красочные фотографии, на которых голубели просторы столичных водохранилищ, бурлила вода возле водозаборников и блестел металл труб и оборудования. От библиотеки - уютный зал с большим экраном и книжка-комикс "Путешествие воды через Москву". От АО "Мосводоканал" - экскурсовод Музея воды Ольга Полишина и ростовая кукла, символ АО "Мосводоканал" - Енот-полоскун.
Ну, а посетили это мероприятие ученики городских школ №1469 и №1270 из третьего, четвертого и пятого классов. Ребята уже довольно серьезные и любознательные.
Лекции совсем не обязательно быть сухой, скучной и высоконаучной. А тем более лекции об истории московского водопровода в детской библиотеке. Особенно если ее ведут опытный экскурсовод Музея воды и очаровательный Енот.
Началась она с загадки: без чего мы не можем жить, без чего не наливаются колосья хлеба, не цветут цветы, не текут реки, не идут дожди? Конечно же, без воды.
Затем было немного географии: сколько океанов на планете? Люди старшего поколения скажут: четыре. Современные школьники вспомнили еще и пятый: Южный.
Наглядность, наглядность прежде всего! Вот наш голубой шарик - Земля. Посмотрите, как много на нем воды - казалось бы, пей - не хочу. Однако Ольга Полишина показывает детям, как мало на нашей планете именно пресной, пригодной для питья воды. Всего-навсего около двух процентов, в реках и ледниках.
Надо сказать, что когда ребята увидели это соотношение, то озадаченно замерли. Проценты они проходить еще не начали - это программа как раз пятого класса. Однако картинка говорит сама за себя: темно-синий круг соленой воды и узенький, еле видный клинышек голубой пресной, пригодной для питья жидкости. Тут и взрослому, знакомому с процентами человеку впору замереть и задуматься: а что делать-то, чтобы воды хватало всем?
Эта тема красной нитью проходила через всю лекцию: как беречь воду? И дети - что радует - приняли в ней горячее участие.
- У нас на даче есть родник, - рассказала одна девочка. - Мы расчистили его от мусора, укрепили берега камнями. К роднику теперь ходим за водой и мы, и наши соседи!
Другой мальчик поведал: он с родителями время от времени ездит на речку. И всегда убирают за собой мусор. Да и не только за собой! Бывает, приедешь, а там уже кто-то другой намусорил... Ну что ж, и это тоже уберем, главное, чтобы бережок был чистый.
А лекция текла и текла. После географии началась история, точнее - история московского водопровода.
На магнитной доске появляется портрет императрицы Екатерины Великой - именно она после чумы 1778 года приказала обустроить в Первопрестольной водопровод.
Кстати, на этот счет есть и легенда. Относится она к предыдущей императрице, Елизавете Петровне. Дочь Петра время от времени отправлялась на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, а на отдых останавливалась в Больших Мытищах. Однажды случилось так, что придворные забыли захватить с собой воду и, когда государыня потребовала подать ей попить, взяли воду из местных мытищинских ключей. Императрице подали воду (тут Ольга так красочно описывает галантного придворного с золотым подносом, на котором стоит золотой кубок, что кажется, что мы все видим собственными глазами). Елизавета отпила и очень удивилась - вода была удивительно вкусная.
Впрочем, это скорее всего легенда, о великолепном вкусе воды из мытищинских ключей было известно очень давно, еще с допетровских времен. В Мытищах устраивали чаепития богомольцев, нередко люди специально приезжали отдохнуть из Москвы. Елизавета Петровна, скорее всего, именно поэтому и устроила для себя перевалочный пункт на пути в Троице-Сергиеву лавру именно в Мытищах. Однако создать водопровод для Москвы она так и не озаботилась.
Зато этим озаботилась ее невестка, Екатерина II. Рядом с ее портретом появляется копия указа о создании водопровода. И еще один портрет - военного инженера Фридриха Бауэра, которому и было поручено строить Мытищинский водопровод.
А теперь немного логики, инженерии и математики. Мытищи расположены выше Москвы. А это значит, что вода пойдет в столицу самотеком. Школьники внимательно рассматривают водопровод в разрезе - крытое сооружение из кирпича. А через Яузу вода может перепрыгнуть? - азартно спрашивает Ольга Полишина? Нет, не может. И на доске появляется еще одна картинка - Ростокинский водопровод, единственное, что осталось от первого московского водопровода.
Возможно, дети впервые услышали имена российских императоров - Екатерины, Павла, Александра I. Ибо строительство водопровода затянулось на целых 25 лет и закончен он был именно при Александре.
Дальше посмотрели мультфильм, подготовленный сотрудниками Мосводоканала о том, как очищают воду. Тут вам и химия, и физика, и биология. Физика - отстаивание воды и появление осадка, биология - бактерии, которые очищают воду в аэротенках, химия - очищение воды гипохлоритом натрия.
Кстати, а кто как очищает воду? Кто-то из детей рассказал, что у них на кухне стоят фильтры.
Переходим к бытовым навыкам. Ольга Полишина задает хитрый вопрос: на что мы тратим больше всего воды? Тянутся детские руки... Кто сказал "туалет"? Правильно, мальчик, получай приз.
Сейчас будет немного математики. В стандартный бачок унитаза помещается шесть литров воды. Умножаем на количество походов в туалет - в среднем семь раз за день. На количество проживающих - получается довольно-таки значимая цифра. Почти 37 процентов всей потраченной нами воды уходит на это грязное дело.
На втором месте - мытье. Кстати, дети, как вы думаете, что экономнее: мыться под душем или в ванне?
Зал тут же разделился на две группировки: одни кричали - ванна, другие - душ. Ольга Полишина немного послушала этот спор и внесла ясность. В стандартную ванну входит около 200 литров воды. Столько же выливается из душа за пять минут. Значит, десять-пятнадцать минут душа - это две-три ванны.
И опять реминисценция про экономию: как принять душ так, чтобы воды потратить как можно меньше? Например, делаете так: окатились из душа, выключили воду, намылились, затем опять окатились.
- Так что не надо под душем стоять просто так, - советует Ольга. - Бывает ведь так, что человек идет в душ, поет там. Пока весь репертуар не исполнит - не выйдет.
На третьем месте - стирка, на четвертом - мытье посуды. Причем обе эти процедуры можно посчитать по-разному. Стирка вручную и стирка с помощью стиральной машины - это два разных расхода воды. То же самое и с мытьем посуды. Если ее мыть под проточной водой, то расход будет очень большим. Если намылить средством, а потом уже смывать - поменьше. Ну а если использовать посудомоечную машину, то экономия будет очень большой. Жаль, не все могут ее поставить.
Дети тут же начали делиться опытом, кто как моет посуду. Оказалось, почти всех родители научили мыть ее правильно - то есть экономить при этом воду.
Остались две позиции: приготовление еды и "прочее" - например, уборка: мытье полов, протирание пыли, водяной фильтр для пылесоса, комнатные цветы. В руках у Ольги Полишиной две цифры, 8 процентов и 3 процента. Куда их распределим?
Дети ответили правильно: на еду уходит 3 процента. Потому что как ни старайся, а больше трех литров воды в день не выпьешь. И кастрюля на семь литров не в каждой семье найдется.
Ну вот, лекция подходит к концу. Получилась она совсем не сухой и не скучной. Но и излишне "мокрой" ее назвать тоже язык не повернется: не было в ней ни воды, ни переливания из пустого в порожнее. Только интересная, увлекательная, содержательная и полезная информация. Это стало понятно, когда Ольга Полишина начала задавать финальные вопросы. Сколько было ключей в Мытищах? Как звали инженера? Сколько пресной воды на Земле?
Фамилию инженера ребята вспомнили с трудом. Но зато запомнили старинное латинское слово - акведук.
Ну, а в конце все получили в подарок книжку комиксов и сфотографировались с Енотом Димой.
Вот такая получилась лекция для детей в библиотеке - история, география, математика, экономика, физика и химия в одном флаконе. Полном до краев водой из Мосводоканала.
А дети после этой лекции наверняка расскажут родителям, почему в кране чистая питьевая вода и как ее надо экономить. Потому что, помимо теории, они в этот день узнали и практические приемы.
Источник: https://mospravda.ru/2023/09/09/701016/