Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Город мастеров

Фото: РИА Новости

"РИА Новости" # Недвижимость (realty.ria.ru), Москва, 15 марта 2024 10:00

Кто ежедневно поддерживает жизнедеятельность Москвы

Зимой и в межсезонье современный мегаполис не может полноценно функционировать без работоспособной и эффективной системы отопления. В Москве за обогрев жилых и коммерческих зданий отвечает ПАО "МОЭК" - оператор самой протяженной теплоэнергетической сети в мире. По данным компании, в ее эксплуатации находится свыше 17 тысяч километров тепловых коммуникаций.

В настоящее время МОЭК эксплуатирует и обслуживает:

- 141 источник генерации тепловой энергии, в том числе 45 районных и квартальных теплостанций, 96 малых котельных;

- более 17,5 тысячи километров тепловых сетей, в том числе 8,8 тысяч магистральных и 8,7 тысяч разводящих;

- более 10,6 тысяч тепловых пунктов;

- 24 насосные станции.

Ежедневно несколько тысяч специалистов компании следят за исправностью московских теплосетей и принимают необходимые меры по их своевременному ремонту и модернизации. Один из них - заместитель главного инженера по технологическому развитию и производственной эффективности МОЭК Александр Кузнецов. В сферу столичного теплохозяйства он пришел еще во время учебы в профильном институте, после прохождения практики остался в компании и работает в МОЭК уже более 15 лет.

"Наша компания занимается обеспечением надежного и качественного теплоснабжения Москвы, к нам подключено свыше 70 тысяч зданий. Мы обеспечиваем их отоплением и горячим водоснабжением. Также наша компания участвует и в подаче холодной воды потребителям. Непосредственно моя зона ответственности - сделать все эти процессы максимально эффективными, минимизировать потери при транспортировке тепловой энергии, сократить затраты на ее передачу и в целом наиболее рационально использовать ресурсы компании", - объясняет Кузнецов.

Путь тепла в квартиру 

С наступлением осенних холодов москвичи начинают задаваться вопросом: "А когда дадут тепло?". Тем временем столичные коммунальные службы уже подготовились к очередному отопительному сезону и готовы своевременно обогреть город. О том, где создают тепло и какой путь оно проходит, прежде чем попасть к потребителям - в инфографике РИА Недвижимость.

"В столице на постоянной основе ведется работа по внедрению новейших инновационных технологий в сфере управления жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время оборудуем тепловые пункты смарт-технологией поиска утечек, которая позволяет выявлять возможные ненадежные участки и оперативно их ремонтировать, предотвращая нештатные ситуации на теплосетях и сетях горячего водоснабжения. Свыше 6,8 тысячи теплопунктов уже оборудовали смарт-технологией".

"За счет современного оборудования мы непрерывно собираем информацию о технологических процессах на наших теплопунктах по всей Москве. Мы знаем параметры температуры, давления, расхода на входе и на выходе из пункта. Для постоянного анализа этих параметров наши специалисты, я в том числе, разработали аналитические алгоритмы, которые позволяют оперативно выявлять повреждения трубопроводов и обеспечивать их своевременное устранение, не допуская больших потерь и снижения эффективности системы транспорта тепловой энергии и теплоносителя", - рассказывает о нюансах работы Кузнецов.

Имея четкую картину о состоянии московской теплосети в режиме реального времени, специалисты МОЭК узнают о нештатных ситуациях в зоне своей ответственности задолго до того, как их негативные последствия успевают повлиять на бытовую жизнь москвичей. Работники компании принимают меры оперативного реагирования в кратчайшие сроки.

"Чем меньше времени затрачивается на ликвидацию последствий, тем эффективнее система теплоснабжения в целом. Мы регулярно модернизируем автоматизацию этих процессов и в целом стремимся к качественному применению современных технологий, таких как искусственный интеллект и нейросети, в нашей работе", - комментирует эксперт.

Москва, будучи огромным мегаполисом с высокой плотностью населения и не менее высокими требованиями к качеству оказания коммунальных услуг, разумеется, накладывает определенный отпечаток на работу специалистов МОЭК, подтверждает Кузнецов. В частности, добавляет он, более десяти лет назад власти столицы сократили время летних отключений горячей воды с 14 дней до десяти, при этом обязав компанию сохранить качество выполнения необходимых гидравлических испытаний на теплосетях.

"Москва требует большего уровня комфорта, да и сложность ремонта на коммуникациях в городе гораздо выше. Плюс под землей огромное количество коммуникаций, там еще один невидимый нам город, что тоже накладывает определенные ограничения на производство работ", - рассуждает Кузнецов.

По окончании отопительного сезона специалисты МОЭК сразу переходят в режим подготовки к следующему "теплому периоду". Проводимые за лето и начало осени мероприятия на теплосетях позволяют Москве достойно встречать даже самые ранние заморозки, оперативно обеспечивать потребителей необходимой теплоэнергией и вот уже более десяти лет проходить зимние сезоны без масштабных аварий и отключений.

За что отвечают специалисты АО "Мосгаз"

Одним из важнейших коммунальных ресурсов мегаполиса по праву считается газ. Природный газ по показателям экологичности многократно превосходит известные виды твердого и жидкого топлива.

За стабильное и эффективное газоснабжение Москвы отвечает АО "Мосгаз" - одно из самых крупных газотранспортных предприятий в России по показателям протяженности сетей и объемам поставки газа. Компания обеспечивает бесперебойную и безопасную подачу газа московским потребителям и сохраняет уверенные позиции в системе жизнеобеспечения столичной агломерации.

Синий цветок: как обеспечивается газовая безопасность Москвы

Более 5 тысяч специалистов ежедневно трудятся на благо столицы. В эксплуатации "Мосгаза" в настоящее время находятся более 450 пунктов редуцирования газа и 9 тысяч километров газовых сетей. Объем транспортировки составляет более 24 миллиардов кубометров в год.

При этом энергетический комплекс Москвы остается одним из самых экологически чистых в мире. По данным "Мосгаза", доля природного газа в топливном балансе столицы приближается к 100%.

"В настоящее время Москва занимает лидирующие позиции среди других регионов по обновлению инженерных коммуникаций. Проводимая планомерная работа позволяет обеспечивать надежное и безопасное газоснабжение потребителей и сокращать износ сетей. Только за 2023 год построили и реконструировали более 130 километров газовых сетей, в том числе завершили работы на уникальном объекте - Фрунзенском газопроводе-дюкере".

При строительстве и реконструкции газопроводов, в том числе подводных дюкеров, специалисты "Мосгаза" используют материалы и оборудование отечественного производства, а также придерживаются бестраншейной технологии реконструкции газовых сетей - проводят работы практически без разрытия, чтобы не парализовать автомобильное и пешеходное движение в городе, а также минимизировать риск повреждения коммуникаций.

Центральная диспетчерская "Мосгаза" представляет собой полноценный ситуационный центр, позволяющий в режиме реального времени управлять всем газовым комплексом столицы. Современные газовые сети в обязательном порядке оснащают автоматическими запорными устройствами. Специалисты из центральной диспетчерской могут не только оперативно определить место инцидента, но и закрыть "умные" запорные устройства, не дожидаясь прибытия на место бригады аварийно-спасательного формирования. Потребителей в это время переводят на ресурсоснабжение по резервной схеме. Таким образом, отмечают в КГХ столицы, газоснабжение москвичей осуществляется бесперебойно даже в случае аварий и нештатных ситуаций на коммуникациях.

"В этом заключается наша основная специфика: работы на низком давлении мы проводим в основном без отключения, то есть сварку трубопроводов проводим под давлением, что минимизирует приостановку подачи газа потребителям. Даже замена запорной арматуры, изолирующих трубопроводов или непригодных к работе участков - все это проводится без отключения ресурса", - отмечает электрогазосварщик шестого разряда "Мосгаза" Станислав Демидов.

Демидов - выходец из рабочей семьи. В компанию он попал шесть лет назад, пройдя, по его словам, крайне строгий отбор - из 200 кандидатов предложение о трудоустройстве получили всего с десяток человек.

До службы в "Мосгазе" Демидов занимался аргонодуговой сваркой и сваркой в камере с контролируемой атмосферой, в московской компании впервые познакомился с газосваркой, в целом владеет четырьмя способами сварки. Сейчас специалист работает на внутридомовых и подземных газопроводах, обеспечивающих ценным ресурсом жилой фонд столицы.

"В Москве очень много монтажных работ под газом, с установкой байпасов - все это как раз необходимо, чтобы на время проведения не отключать потребителей", - подчеркивает Демидов.

Качество своей работы и высокий уровень профессионализма специалист недавно подтвердил на международном чемпионате по сварке в Китае "Кубок дуги - 2023", где команда "Мосгаза" взяла три золотые медали, а сборная команда России заняла первое место в командном зачете.

Специалисты "Мосгаза" также отвечают за обслуживание внутриквартирных газовых плит и водонагревателей и регулярно проводят проверки оборудования в соответствии с согласованным планом. Информацию о намеченном визите газовиков москвичи могут найти на официальном сайте компании, с помощью телеграм-бота и голосового помощника "Алиса". Дополнительно о проверках напоминают управляющие компании, вывешивая объявления на стендах вблизи жилых домов или в подъездах.

В рамках визита специалисты проверяют газифицированное помещение на соответствие требованиям по размещению в нем газового оборудования, убеждаются в герметичности газопровода и всех соединений на нем, целостности и укомплектованности газового оборудования с его проверкой на разных режимах работы. Также работники "Мосгаза" проверяют наличие тяги в вентиляционных и дымовых каналах, проводят инструктаж абонентам по правилам пользования газом в быту.

Как водолазы ГУП "Мосводосток" следят за чистотой акватории

Водоемы столицы и ее главная водная артерия Москва-река никогда не остаются без присмотра городских служб. За их состоянием ежедневно, вне зависимости от сезона, следят специалисты ГУП "Мосводосток".

Весной и летом, в сезон навигации, плавучие мусоросборщики курсируют по Москве-реке и судоходной части Яузы, собирая с водной поверхности плавающий бытовой и природный мусор, устраняя загрязнения и при необходимости поднимая со дна излишек иловых отложений, который негативно влияет на подводную флору и фауну и замутняет воду.

Зимой, в межнавигационный период, по Москве-реке курсируют лишь два судна-ледокола - они разбивают лед, обеспечивая передвижение для туристических и коммунальных теплоходов, участвуют в уборке мусора и патрулируют реку в границах столицы.

По данным КГХ Москвы, в навигационном сезоне 2022/2023 коммунальный флот столицы:

- собрал около 600 тонн плавающего мусора;

- ликвидировал около 100 загрязнений;

- извлек около 21 тысячи тонн песка и грунта со дна московской акватории.

За работы по очистке водоемов столицы также отвечает отдельное водолазное подразделение "Мосводостока". Среди его специалистов - руководитель водолазных спусков и водолаз шестого разряда Максим Дробошевский. С 2015 года он вместе с коллегами обследует и очищает дно московских рек и прудов, а также приводит в порядок водовыпуски - участки, где заканчиваются большие водосточные коллекторы.

"Самые частые находки - это покрышки от автомобилей. Встречаются и необычные, вроде холодильников, фонарных столбов, сейфов, тележек из магазинов и даже автомобилей", - рассказывает специалист.

Хотя Дробошевский по долгу службы руководит водолазными спусками, в воду он тем не менее погружается первым: осматривает место работ, определяет, кто и какие задачи будет выполнять, подбирает необходимый инструмент для работы.

"Водолазы "Мосводостока" работают круглогодично, зимой даже удобнее. Во-первых, вода всегда чуть выше ноля градусов, в ней не жарко, комфортно. Во-вторых, видимость лучше. Летом вода мутная, приходится ориентироваться на ощупь", - объясняет водолаз.

Как ГБУ "Автомобильные дороги" содержит московские трассы

Москва нередко ассоциируется с оживленными дорогами и высокоскоростными магистралями. Транспортное движение в столице не прекращается в режиме 24/7, поэтому мегаполис уделяет особое внимание качественному содержанию и обновлению своих дорог, а к рабочим процессам привлекает высококвалифицированных и опытных специалистов.

Начальник отдела перспективного развития ГБУ "Автомобильные дороги" Евгений Фуряев работает в сфере дорожного хозяйства полвека, 50 лет стажа специалист отметил в августе 2023 года.

Зимой специалисты службы отвечают за уборку снега, ликвидацию снеговых уплотнений и наката, противогололедную обработку, вывоз снежных валов. В зимней уборке участвует как многофункциональная летняя спецтехника, на которой меняют навесное оборудование, так и узкопрофильная сезонная ("золотые ручки", линейные погрузчики, роторы для переброски снега и т.д.).

Дополнительно на балансе "Автомобильных дорог" числится собственная метеослужба, которая составляет оперативные прогнозы. На их основе дорожные службы Москвы распределяют по городу спецтехнику и бригады ручного труда, чтобы оперативно приступить к ликвидации погодных явлений.

Вода, прошедшая все стадии очистки и готовая к употреблению на Западной станции водоподготовки МВК АО "Мосводоканал".

Главные по воде

Как АО "Мосводоканал" обеспечивает москвичей водой

За обеспечение москвичей водой отвечает крупнейшая водная компания в России - АО "Мосводоканал". Ежедневно она поставляет важный ресурс примерно 15 миллионам потребителей в Москве и Московской области, а также обеспечивает бесперебойную работу системы канализации.

Ультрафильтрационные мембранные модули на Западной станции водоподготовки МВК АО "Мосводоканал".

Природную воду для нужд Москвы забирают из рек и водохранилищ, расположенных в Московской, Смоленской и Тверской областях. Оттуда она направляется на четыре станции водоподготовки АО "Мосводоканал": Рублевскую, Западную, Северную и Восточную. Общая производственная мощность этих объектов - более 6 миллионов кубометров чистой воды в сутки. По данным КГХ, в 2023 году станции поставили 1,1 миллиарда кубометров питьевой воды в Москву и Подмосковье.

На станциях водоподготовки природная вода из водохранилищ проходит через несколько ступеней глубокой очистки и фильтрации. Сначала воду перемешивают с коагулянтами, необходимыми для осветления воды, и дезинфектантами, которые разлагают органические соединения. После этого вода отстаивается, напитывается озоном и отправляется на обработку ультрафиолетом.

На финальных стадиях вода проходит очистку с помощью углевых и песчаных фильтров, а также через мембранную ультрафильтрацию. Очистившись до абсолютного состояния, вода при этом не теряет свой солевой состав и природную пользу, подчеркивают в КГХ.

В процессе подготовки природная и питьевая вода также проходят лабораторный контроль. Сотрудники Центра контроля качества воды "Мосводоканала" забирают пробы на всех стадиях очистки и проверяют их по 184 физико-химическим, микробиологическим и гидрологическим показателям. Информацию о качестве и составе питьевой воды специалисты компании регулярно публикуют на своем официальном сайте, где ознакомиться с ней могут все желающие.

Качество воды во многом зависит и от состояния водопроводных коммуникаций, которых на балансе "Мосводоканала" около 13 тысяч километров. Именно по этим трубопроводам питьевая вода поступает в квартиры москвичей, поэтому специалисты компании тщательно следят за их целостностью, при необходимости проводя локальный и комплексный ремонт на сетях.

Многие работники трудятся в "Мосводоканале" целыми династиями, одна из них - династия Нестеровых. Водитель автомобиля четвертого разряда специализированной автобазы компании Юрий Нестеров рассказывает, что он и его родственники в общей сложности посвятили работе в компании 248 лет.

"Эти 248 лет посвящены спецавтобазе "Мосводоканала". Родители уже на пенсии, мы с братьями продолжаем семейное дело. Я с младенчества приезжал сюда, на территорию базы. Видел, как работает отец. Он прошел путь от простого водителя до замдиректора по общим вопросам", - делится воспоминаниями Нестеров.

Основная обязанность специалиста - транспортировка бригады аварийно-восстановительных работ. Однако, отмечает Нестеров, водители "Мосводоканала" - не просто "извозчики", а полноценные участники ремонтного процесса.

"Мы еще и слесари аварийно-восстановительных работ, помогаем бригаде: инструмент, страховка, помощь на протяжении всего времени работы аварийной бригады", - перечисляет Нестеров.

Пить подано! Как очищают воду в Москве

Обеспечение мегаполиса чистой питьевой водой - процесс трудоемкий и многоэтапный. Чтобы горожане могли без опаски и сомнений использовать воду из-под крана, она проходит пять ступеней очистки и проверяется на 184 показателя. Откуда Москва берет воду, как именно устроен процесс ее фильтрации, смотрите в инфографике РИА Недвижимость.

В аварийно-восстановительных работах специалисты "Мосводоканала" полагаются не только на поддержку коллег, но и на современные технологии. Так, на балансе компании находится несколько роботизированных комплексов, которые помогают содержать и ремонтировать инженерные сети города.

Роботизированная техника, с помощью которой сотрудники "Мосводоканала" проводят профилактические ремонтные работы в водопроводных и канализационных сетях Москвы.

С помощью своих роботов работники бригад "Мосводоканала" проводят диагностику водопроводных сетей, труднодоступных для человека. Комплексы, управляемые оператором, спускаются в коммуникации и в режиме реального времени оценивают техническое состояние трубопроводов, проводят плановые проверки и даже устраняют небольшие повреждения.

Источник: https://realty.ria.ru/20240315/gorod-1932424215.html