Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Как проверяют воду в Москве?

"Московская правда", Москва, 18 апреля 2024 06:00

Автор: Маевская Яна

День и ночь все 365 дней в году по улицам Москвы колесят мобильные лаборатории Мосводоканала - большие белые машины, в которых есть все необходимое для быстрого и качественного отбора проб и экспресс-анализа водопроводной воды: и квалифицированные специалисты, и полный набор лабораторного оборудования.

- Производственный контроль за процессом получения питьевой воды в круглосуточном режиме осуществляют 4 лаборатории на станциях водоподготовки, - пояснила директор Центра контроля качества воды Елена Баранова.

- И начинается он с ежедневного отбора проб природных водоемов - водохранилищ, русла реки Москвы и ее основных и второстепенных притоков.

Регулярный объезд всей водосборной территории делает инспекция зоны санитарной охраны, которая по своему усмотрению может отобрать пробы в дополнительных точках. Периодичность отбора проб зависит от сезона: в период половодья всегда вводится усиленный режим, как и в период цветения воды. Но в целом - зависит от качества воды. Любое ухудшение показателей качества исходной воды будет являться основанием для увеличения частоты отбора проб. Помимо определения качества воды, поступающей на сооружения, лаборатории на станциях водоподготовки проводят так называемые "процессы моделирования очистки воды". Это весьма важный этап выбора технологии производства питьевой воды - определение оптимального режима дозирования реагентов водоподготовки с учетом качества поступающей воды. Благодаря таким пробным режимам очистки воды станции водоподготовки заранее знают, какого качества поступит на сооружения вода завтра и какой режим очистки необходим для достижения хорошего качества питьевой воды.

Задачи ясны, цели определены. За работу!

- У нас в городе 262 точки, где мы отбираем пробы воды круглый год, - рассказывает заведующая лабораторией Инна Котова. - Пробы берем непосредственно из кранов потребителя. Это могут быть торговые центры, поликлиники, детские сады. Иногда случается, что берем пробы и в квартирах москвичей.

Напомним, что Мосводоканал отвечает за качество воды только до момента ее входа в дом. Дальше начинаются трубы, ответственность за состояние которых лежит на управляющей компании. Да, бывает так, что прекрасная вода, пройдя все степени очистки на станции водоподготовки, испытав на себе озон, ультрафиолет, гипохлорит натрия, просочившись сквозь тончайшие фильтры, доходит до дома и попадает в старые ржавые трубы.

Однако проблема может быть не только в старых домах, но и в новостройках.

Особенно если они еще мало заселены.

Краны открывают в десятке квартир из сотни, вода застаивается во внутридомовых трубах, начинает портится и неприятно пахнуть.

Впрочем, это не проблемы Мосводоканала, тут жильцам надо трясти своих соседей, домовые насосы и управляющую компанию. Поэтому вернемся в лабораторию.

- Помимо 262 точек, у нас еще есть около тридцати пунктов отбора воды на точках резервного водоснабжения, - рассказывает Инна Котова. - Это колонки, скважины.

Многие такие точки, разумеется, расположены в ТиНАО, но и в более "старых" частях Москвы тоже есть местное водоснабжение. Мобильная лаборатория приезжает и берет воду из колонки.

Вы думаете, это все? Конечно, нет. Этим задачи мобильной лаборатории не ограничиваются. Вот меняют на каком-то участке трубы - их же надо проверить, правильно? Задача непростая. Трубу сначала дезинфицируют - заливают гипохлоритом натрия. Мобильная лаборатория проверяет концентрацию хлора и оставляет на какое-то время. Дальше трубу промывают и мобильная лаборатория снова смотрит, какая вода течет через эту трубу. Если все в порядке, то можно запускать в работу.

А еще бывает, что где-то на улицах города оказалась вода. Откуда она там взялась? Может быть, недавно прошел дождь, а местную ливневку забило и она не смогла вместить все хляби небесные? Может быть, какая-то из многочисленных подземных московских речек - Неглинка, Синичка, Лихоборка, Филька - или безымянный поток нашли себе лазейку, протиснулись сквозь карст и известняк и вырвались к солнцу? А может быть, это прорвало трубу?

Словом, что надо делать: чистить ливневку, проводить дренажные работы или менять трубы?

На место приезжает мобильная лаборатория. Подземная вода, дождевая вода и водопроводная - это три разные жидкости с разными составами. Поэтому можно легко и быстро за считаные часы определить, что именно случилось и какие действия надо предпринять.

Химия и микробиология

Все познается в сравнении, поэтому давайте сравним мобильную лабораторию Мосводоканала с Мосэкомониторингом, который следит за водой в природных водоемах города. Он отбирает в одном месте около двадцати проб, причем для каждой - своя технология. Например, проба на нефтепродукты должна быть обязательно в стеклянной бутылке со стеклянной же притертой крышкой - ни грамма пластика!

Есть пробы, для которых важно, чтобы в бутылке не оставалось воздуха - тогда начнутся процессы окисления. Их берут с переливом: воду льют в горлышко до тех пор, пока она не начнет хлестать через край, и только тогда закручивают пробку.

Есть также аппаратура на проверку содержания металлов, когда каплю воды буквально сжигают температурой, близкой к холодной красной звезде - 2500 Кельвина. Капелька разлетается на плазму, у нее фиксируют спектр и определяют металлы.

Есть и живые детекторы - в качестве их выступают рачки дафнии и водоросли. Дафнии погибают, если в воде есть токсичные вещества. А водоросли начинают бурно расти, если в воде слишком много азота - следы жизнедеятельности человека и выхлопы автомобилей.

У мобильной лаборатории Мосводоканала задачи поскромнее. Она проверяет, как уже говорилось, водопроводную воду. Воду, которая прошла все этапы водоподготовки, профильтрована и обеззаражена.

Поэтому берут три пробы: одну на микробиологию и две на химию. Одну химическую пробу берут в бутылку темного стекла, другую - в белую пластиковую. Кстати, стеклянную бутылку закрывают пластиковой крышкой, строгостей нет.

С микробиологической пробой история другая. Пробу воды сеют на питательную среду в чашку Петри. Далее помещают в лабораторный термостат. Для выращивания каждого микроорганизма - своя температура и определенное время роста.

Химический анализ воды делается быстрее, меньше чем за сутки. Для этого надо добавить в воду реактивы. Например, если в воде есть ионы аммония, то вода окрашивается в зеленый цвет. Чем он интенсивнее, тем больше в воде аммония. Причем даже колба с изумрудно-зеленой жидкостью - это очень слабая концентрация.

Инна Котова расставляет колбы с водой по порядку. Желтый цвет - это нулевое содержание, ионов аммония нет. Дальше идет зеленый цвет разной интенсивности - есть, но очень мало. Такого ядовито-зеленого цвета, который бы говорил о проблеме, мы в Москве не увидим.

Весенние заботы

Весной и осенью Мосводоканал проверяет гидранты. И это еще одна задача. В эту пору пробы воды берут непосредственно из колодцев.

Мобильная лаборатория приехала на Волгоградский проспект, и инженер-химик Сергей Павлов выходит наружу. Здесь уже стоит аварийная машина Мосводоканала и бригада, готовая проверить колодец и наладить гидрант. Колодец открыт, накрыт решеткой, из него торчит красный гидрант.

Процедура не быстрая. Что надо сделать в первую очередь? Правильно: проверить газовую обстановку внизу. В колодец спускаться никто не будет, все работы проводятся наверху, однако проверить все-таки надо. Под землей могут скапливаться не очень приятные газы, и лучше заранее знать, что может подняться на поверхность. Люди будут работать в непосредственной близости от колодца. Кроме того, будет применяться открытый огонь. Зачем, объясним дальше.

Поэтому рядом с колодцем разворачивают газоанализатор, тестируют его и сбрасывают внутрь прозрачный шарик на резиновой кишке. Проходит несколько минут, и на экране высвечиваются цифры - все в порядке. Можно работать.

Над колодцем возникает красный гидрант, на нем открывают кран, начинает литься вода... И все расходятся! Потому что по регламенту вода должна стечь. Не менее десяти минут.

Так что если вы увидите где-то открытый колодец, над которым торчит гидрант и хлещет вода, а рабочие не обращают никакого внимания на это безобразие, не возмущайтесь. Все по правилам.

Сергей надевает перчатки, берет экспресс-пробу и идет в мобильную лабораторию. Прежде чем приступать к серьезному делу, надо сначала проверить воду на цветность и мутность. Это делается с помощью небольшого прибора.

Очень важна последовательность действий! Сергей наливает взятую воду в маленькую кювету, тут же выливает ее в стоящий рядом сосуд - промывает. Можно образно сказать, что кювета должна "привыкнуть" к воде. Зетем вставляет кювету в анализатор и смотрит на экран. Основным экспресс-показателем качества воды является мутность. Прибор должен показать не более 2,6 ЕМФ.

Дальше проверяют цветность. Для этого воду надо сначала отфильтровать, затем пропустить через специальный прибор, потому что на глаз такие оттенки неразличимы.

Цветность бывает двух видов: истинная (в воде растворены коллоиды) и кажущаяся - есть какая-то окрашенная взвесь. Поскольку речь идет о водопроводной воде, то определяют именно истинную цветность, обусловленную наличием органических веществ, в основном гуминовых кислот.

Требования жесткие: цветность водопроводной воды в Москве не должна быть выше 20 градусов - это очень мало.

А вот любопытный факт: в качестве эталона цветности воды используется раствор 1 мг платины в 1 литре воды. Вода с такой прозрачностью оценивается в 1 градус цветности.

Зачем поджигать кран?

Экспресс-проба в порядке, можно приступать к основному забору. Помним, что у нас три пробы, но бутылок шесть - по две на каждую. И опять такое же правило: Сергей наполняет бутылку водой, выливает ее, затем наполняет снова и только после этого закупоривает. В таком порядке берут две химические пробы в стеклянную бутылку, две химические пробы в пластиковую бутылку... и тут - стоп.

Перед тем, как брать микробиологическую пробу, кран надо продезинфицировать. Для этого у Сергея имеется банка с пропитанными спиртом тампонами, щипцы и зажигалка. Он просит закрыть воду (руки в перчатках продезинфицированы, трогать самому ничего нельзя!), затем поджигает ватку и водит пламенем по крану.

Вспомним наш газоанализатор, который в самом начале опускали в колодец. Спрашивается: зачем он был нужен, если человек в колодец не опускается? А вот в том числе и за этим. Наверх может подняться метан, а он очень хорошо горит.

Кран гидранта закрутить надо очень тщательно: упадет капля - ватка потухнет. Начинай все сначала.

Но вот кран продезинфицирован. В бутылки наливают воду - по плечи. Так, чтобы осталось достаточно воздуха. Для жизнедеятельности микроорганизмов бутылку закручивают крышкой, которая сверху имеет колпачок из фольги. Можно ехать.

Служба днем и ночью

Днем и ночью колесят по улицам Москвы белые машины Мосводоканала. Днем и ночью сотрудники отбирают пробы воды в подвалах, с уличных гидрантов, колонок, из кранов учреждений.

Десятки проб за день плюс десятки ночью складываются в сотни, а за год - в тысячи. Вычерчиваются кривые, складываются цифры, вычисляются показатели. Вердикт однозначен: московская вода хороша и безопасна, оптимальна по составу для человека. У нее хорошая жесткость, низкое содержание железа и фтора, она насыщена полезными для организма минералами.