"Московская правда", Москва, 16 мая 2024 06:00
Многие планы по развитию городской коммунальной инфраструктуры были прерваны Великой Отечественной войной. Не стоит говорить о том, что означала чистая вода для города, поэтому именно в военное время силы специалистов были направлены на защиту водных объектов. Рассказываем об этом времени и о героических усилиях работников тыла, отстоявших не только город, но и московский водопровод.
Новая точка отсчета
22 июня 1941 года началась новая точка отсчета как для всей страны, так и для ее столицы Москвы. Перед городскими службами в том числе стояла задача обеспечить безопасность водоснабжения города, а именно - московского водопровода.
С началом Великой Отечественной войны на работников московского водопровода буквально обрушились сотни новых забот и дел, незнакомых в условиях мирного времени.
Водопроводные сооружения, снабжающие столицу водой, должны были работать, как всегда, бесперебойно и четко.
Однако и водопроводная сеть, и водопроводные станции, и другие водопроводные сооружения были легко уязвимы в случае налетов вражеской авиации. Значит, надо было создать их маскировку, защитить от пожаров, обеспечив при этом безопасность работающих на объектах сотрудников. Кроме того, предстояло создавать необходимые на такой случай запасы материалов, топлива, реагентов. Возникла острая необходимость в создании резервных источников подачи воды для тушения пожаров в черте города и для обеспечения водой населения.
Создали резервную сеть городских водоисточников
В первые дни войны на промышленных предприятиях города ввели в действие резервные артезианские скважины. От внутризаводских водопроводов вывели отводы на улицы, чтобы население при необходимости могло пользоваться водой из этих источников. Эти же отводы предполагалось использовать и для тушения пожаров.
К работе подготовили резервные речные водозаборы, от которых проложили по набережным и прилегающим улицам разветвленную сеть труб с водоразборами. На всех хлебных заводах пробурили и пустили в эксплуатацию новые артезианские скважины, чтобы в случае необходимости хлебозаводы могли получать воду из своих самостоятельных источников и не зависеть от городского водопровода.
На реке Москве построили целый ряд плавучих насосных станций, от которых по набережным проложили трубы. Их называли сухотрубами, потому что в обычное время воды в них не было, и предназначались они для тушения пожаров. На реке появились мобильные противопожарные катера.
Во дворах фабрик и заводов, на городских пустырях выкопали и заполнили водой несколько сот котлованов - водоемов. Каждый пруд в городе был на учете как источник воды для тушения пожаров.
Во дворах домов по Бульварному кольцу пробурили артезианские скважины и оборудовали насосные станции, связанные с уличной водопроводной сетью. Так была создана разветвленная система городских резервных источников воды.
Обеспечили бесперебойную работу мосводопровода
Через несколько дней после начала войны в Москве начали создаваться отряды ополчения. Тысячи москвичей стали записываться в эти отряды. Не всех, кто записался, отправляли на фронт, и все же немало работников водопровода ушли с отрядами ополчения давать отпор врагу. Оставшимся надо было работать вдвое, втрое больше.
Из приказа №156 по тресту "Мосводопровод" от 22 июня 1941 года: "...взамен призванных расставить рабочую силу, чтобы была обеспечена полная и бесперебойная работа"; "...разрешить сверхурочные работы".
На начало войны Служба эксплуатации сети состояла из четырех эксплуатационно-аварийных участков и Базы механизации.
Все участки перевели на казарменное положение, каждый из них являлся ротой 1-го батальона 3-го полка МПВО Москвы. Управление Службы сети совместно с управлением треста "Мосводопровод" входило в состав штаба 1-го батальона.
Работали по 16 - 18 часов в сутки. Строили щели и бомбоубежища, маскировали водопроводные сооружения, изучали оружие, основы противохимической обороны.
Из приказа №170 по тресту "Мосводопровод" от 5 июля 1941 года:
"Во исполнение постановления СНК СССР "О всеобщей обязательной подготовке населения по ПВХО" приказываю... 7 июля всему личному составу приступить к изучению...". Управляющий трестом Александр Владимирович Цейтлин". Несмотря ни на что, система водоснабжения города работала в основном надежно, без перебоев.
Разрушения восстанавливали капитально
Уже с июля 1941 года неприятелем производились воздушные налеты на город и сбрасывания бомб, вызывающих те или иные разрушения. Во время этих налетов не раз повреждались трубы водопроводной сети и водоводов. Так было на Щелковском и Рублевском шоссе, у Белорусского вокзала.
Все разрушения восстанавливались капитально, а не какими-либо временными мерами.
Так, в 1941 году, в августе, вечером на площади Белорусского вокзала бомбой разбили водовод. Вдоль фасада вокзала неслась целая река воды, которая быстро прибывала и уже начала заливать ступени входа на станцию метро, где в то время находилось немало людей, укрывающихся от налета.
Первое, что сделала прибывшая аварийная бригада, это быстро перенесла от ближайших окон мешки с песком и уложила их поперек входных дверей в метро. Люди так и не узнали о грозившей им опасности.
Чтобы остановить воду, закрыли две большие задвижки.
Зная об угрозе затопления метро, сменный инженер Чебурахов, бригадир А. И. Захаров, другие рабочие выполнили эту работу за 15 - 20 минут. Работали по грудь в воде, потому что откачивать воду из камер, в которых установлены задвижки, было просто некогда. Поток воды укротили. Через сутки водовод вновь работал, а москвичи и не почувствовали этой аварии.
При ликвидации последствий воздушных налетов работники водопроводных участков работали все до единого. Длительность восстановления была от 4 до 40 часов, а в отдельных (2 - 3) случаях продолжалась до 14 суток. В некоторых наиболее трудоемких случаях в помощь водопроводным участкам привлекались силы строительных контор и команд МПВО.
Зимой обогревали замороженные трубы
Зима 1941 - 1942 гг. принесла водопроводу тяжелые испытания. На восток эвакуировались многие предприятия, сотни тысяч людей. Потребление воды упало, движение ее в трубах во многих местах стало еле заметным, особенно в тупиковых линиях. Температура воды на выходе со станции имела 0,2ОС, промерзаемость грунта достигала 2,8 - 3,0 метра. Вода в водопроводных трубах стала замерзать, чугунные трубы начали лопаться. В домах при нехватке топлива замерзали водомерные узлы, а за ними и вводы. Замерзали водопроводные колонки и пожарные гидранты.
Всего за зиму 1941 - 1942 годов разморозили с разрушением 106 уличных водопроводных линий общей длиной 32 км и 303 домовых ввода общей протяженностью 3 км. Для спасения от замерзания работники Службы сети выискивали бездействующие вводы в здания и выключали их. Всего за зиму было выключено около 3000 вводов, что составляло около 20% от всего их количества.
Положение было настолько серьезным, что стало предметом рассмотрения на заседании Исполкома Московского городского совета депутатов трудящихся 27 марта 1942 года. В вышедшем распоряжении №356 УВКХ совместно с УПО и исполкомами райсоветов было предложено в пятидневный срок уточнить списки замороженных водопроводных сооружений и срочно приступить к их отогреву. Сроки были установлены жесткие: к 1 апреля отогреть первоочередные пожарные краны и водопроводные колонки, к 15 апреля восстановить работу всех ПК, а к 1 июня - всех водоразборных колонок. К 01.04.42 УВКХ совместно с МЖУ обязывалось установить порядок и сроки отогрева и восстановления уличных линий и водопроводных вводов.
Здесь выручила инженерная смекалка. По предложению старейших работников московского водопровода главного инженера Д. Я. Гальцова и инженера М. В. Жогова был применен электроотогрев. С помощью электросварочного аппарата, способного обеспечивать большую силу тока, ледяная пробка в трубе прогревалась под землей. Когда внутри трубы лед подтаивал, по ней начинали пропускать воду, и ледяная пробка растаивала далее уже сама по себе. Кроме отогрева, для восстановления водоснабжения весной 1942 года проложили временные линии по поверхности земли, установили сотни водоразборных колонок. Летом же все поврежденные морозом водопроводные сооружения переложили.
Строили новые магистрали
Деятельность московского водопровода, особенно в первые годы войны, постоянно находилась в поле зрения Исполнительного комитета Моссовета. Был принят ряд решений, направленных на повышение надежности водообеспечения населения и предприятий города:
- о состоянии водомерного хозяйства треста "Мосводопровод" и о борьбе с утечкой воды (№19/33 от 18.08.42);
- о создании службы резервного водоснабжения и о работе аварийно-эксплуатационных участков треста "Мосводопровод" (№25/37 от 12.10.42);
- о подготовке водоразборных колонок к зиме (№25/40 от 12.10.42).
Для повышения оперативности и мобильности, для улучшения содержания и эксплуатации водопроводной сети в июле 1941 года при Службе сети города был создан 5-й эксплуатационно-аварийный водопроводный участок, а с 15 июля 1942 года по решению МГИК за №15/2 от 23.04.42 вступили в действие 6-й и 7-й водопроводные участки.
Продолжались работы по пуску и освоению новых водопроводных магистралей и сетей в соответствии с Генеральной схемой развития водоснабжения Москвы. 24 октября 1941 года открыли магистраль "Шоссе Энтузиастов" - от Ленинской железной дороги до Старообрядческой улицы. 29 января 1942 года на Мытищинской насосной станции пущен новый насос с подачей в 15 500 - 16 500 м3 воды в сутки. 31 марта 1942 года остановили Соколиногорскую водоподкачку, питание стало осуществляться непосредственно от Сталинской водопроводной станции (сейчас - Восточной станции водоподготовки).
Запись из журнала дежурных по городу Службы сети треста "Мосводопровод":
"1 ноября (1942 год).
Согласно приказа по тресту "Мосводопровод" от 16.10.42 № 116 Центральная водная лаборатория Мосводопрово да перешла в ведение Службы сети".
7 апреля 1943 года пущен в эксплуатацию новый Воробьевский резервуар.
Питание 1-й и 2-й Калужской магистрали стало осуществляться из него.
В связи с острой нехваткой свинца 16.08.43 2-м водопроводным участком на Чкаловской магистрали диаметром 900 мм впервые для заделки стыков как основной материал был применен серосплав.
Испытания выдержали с честью
Война уходила все дальше на запад. С июля 1942 года практически исчезала угроза вражеских авиационных налетов. Московские водопроводчики с честью выдержали выпавшие им испытания. Ни на один день не нарушалась работа водопроводных и насосных станций, водоводов, магистралей и распределительных сетей. Все повреждения и неисправности устранялись оперативно, отключения, если они и были, носили местный, локальный характер.
Огромную помощь московские водопроводчики оказывали своим коллегам на освобожденных территориях. Еще шла война, а водопроводчикам Москвы уже было дано задание восстановить водоснабжение города Можайска. Когда окончилась битва за Сталинград, работников московского водопровода направили туда, чтобы дать воду оставшимся жителям и тем, кто приехал восстанавливать город. И эту задачу москвичи выполнили с честью.
Памяти павших
Обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны жителям поселка Рублево, многие из которых ушли на фронт прямо с рабочих мест Рублевской станции, - священное место. Сегодня здесь проходят митинги, возлагают цветы к мемориалу и помнят годы суровых испытаний. Здесь чтят память сотрудников станции и всего московского водопровода, которые и в тылу, и на фронте защищали любимую столицу.