"Московская правда", Москва, 7 ноября 2024 06:00
Работники АО "Мосводоканал" совместно с сотрудниками Главного управления МЧС России по г. Москве выполнили проверку пожарных гидрантов. Такие инспекции, проходящие дважды в год, весной и осенью, гарантируют надежность работы устройств, предназначенных для отбора воды из наружных водопроводных сетей при тушении пожаров.
Проверки охватывают все 62 тысячи пожарных гидрантов, находящихся на балансе Мосводоканала, и требуют значительного времени и большого количества задействованного персонала. Так, работы продолжались в течение 60 дней, а участие в них ежедневно принимали около 100 сотрудников производственного управления "Мосводопровод" АО "Мосводоканал". Поясним, что пожарный гидрант - устройство на водопроводной сети, позволяющее подключать оборудование, обеспечивающее подачу воды для тушения пожара. Наличие пожарных гидрантов является отличительной особенностью сетей противопожарного водоснабжения. Пожарные гидранты относятся к водоразборной водопроводной арматуре наряду с водоразборными колонками и кранами.
О ТРЕХ ЭТАПАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Проверка каждого гидранта состоит из трех этапов: визуальной оценки, проверки водоотдачи и гидравлического сопротивления. Визуальный осмотр вместе с замерами позволяет оценить наличие дефектов корпуса оборудования, расстояние от гидранта до крышки люка, а при наличии подтеков - зафиксировать нарушение герметичности стыков. С помощью тестирования водоотдачи осуществляется контроль, соответствует ли нормативам объем воды, подаваемый гидрантом в единицу времени. Гидравлическое сопротивление проверяется на специальном стенде, с помощью которого можно узнать давление проходящей воды в начальной позиции гидранта и в конце. Увеличенное гидравлическое сопротивление становится причиной потери напора и объема воды, необходимого для работы. Поэтому заполненная арматура без повышенного давления не готова к нормальной работе.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Надо отметить, что, если погрузиться в историю глубже, в XVII - XIX веках для тушения пожаров вода подвозилась конными экипажами, а позже специально оборудованными трамвайными составами. В конце XIX столетия произошла реорганизация в сфере пожаротушения, которая ознаменовалась появлением гидрантов. Собственно, с этого времени и началось сотрудничество водопроводчиков и пожарных, когда во время реконструкции водопровода в Москве установили 15 пожарных колодцев. Такая доступность воды для тушения пожаров оказалась эффективной. Впоследствии все водопроводы в столице оборудовали пожарными кранами и при расчете пропускной способности сетей учитывали дополнительный объем воды на случай ликвидации возгорания.
Хотя с тех пор прошло более века, принцип подачи воды практически не изменился, и до сих пор гидранты используются для тушения пожаров и заправки пожарных машин водой.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: правила противопожарного режима гласят, что каждый пожарный гидрант должен быть в исправности, утеплен, очищен от наростов льда или завалов снега, а также доступен в любое время.
КТО АВТОР ИЗОБРЕТЕНИЯ?
Честь изобретения пожарного гидранта принадлежит российскому инженеру Н. П. Зимину (1849 - 1909).
Благодаря Николаю Петровичу Зимину Россия в области городского водоснабжения не только не уступала зарубежным странам, но и во многом их опережала.
Более двадцати пяти лет жизни он посвятил созданию противопожарных водопроводов. В 1883 году он представил в Московскую городскую управу "Проект снабжения города Москвы водою и охраны ее от пожаров", который обеспечивал пожаротушение без использования пожарных труб. По его расчетам, из такого водопровода предполагалось из восьми пожарных кранов получить по 50 ведер воды в минуту с высотой струи не менее 25,5 метра. Такой режим достигался установкой на шести частях водопровода насосных станций, включаемых на период пожаротушения. По проекту Н. П. Зимина в 1892 году был сооружен новый Мытищинский водопровод протяженностью 110 км, сохранивший общую схему предыдущего, но большей производительностью, а чуть ранее - Самарский водопровод. По его же проектам сооружены хозяйственно-противопожарные водопроводы в Царицыне, Рыбинске, Тобольске, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
Зимин определил необходимые размеры водопроводных труб, разработал типы задвижек, пожарных кранов, колодцев. Ему же принадлежит изобретение пожарного гидранта. Он провел обширные исследования по изучению потерь напора в трубах, пожарных рукавах, в свободных струях. Принимал участие в проведении Н. Е. Жуковским опытов на московском водопроводе по изучению гидравлического удара - явления, которое "отец русской авиации" установил и вычислил в 1898 году. Николай Петрович наметил мероприятия по обеспечению исправности противопожарного водопровода.
Разработанные Зиминым специальные вентили при повышении давления в водопроводной сети позволяли отключать хозяйственное потребление воды и весь ее объем использовать для тушения пожара.
Первые модели гидрантов предназначались для забора воды из городского водопровода. В самом начале своей истории они использовались только на производственных предприятиях, а для тушения пожаров в жилых кварталах стали применяться несколько позже.
В первый комплекс гидрантов входило 8 кранов, и он выдавал около 5 л воды за 1 минуту, что для того времени было очень впечатляюще. Спустя три года производительность пожарных колонок для забора воды увеличилась, и они стали внедряться в крупных городах: Киеве, Москве, Харькове, Одессе, а также в Варшаве.
Зимин быстро продвигался по карьерной лестнице и занял место главного инженера московского водопровода. Изобретатель не останавливался в своих поисках. Ему принадлежат многие конструктивные решения по улучшению пожарного водопровода.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: первые гидранты (25 штук) были установлены в Москве в 1882 году. Самую сложную систему подключили к водопроводу у рядов на Красной площади.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ
К 1905 году водопроводными противопожарными системами, возведенными под руководством Зимина, уже могли гордиться Царицыно, Самара, Рыбинск, Шуя, Тобольск, Тамбов и Пермь.
Пожарный гидрант, разработанный российским исследователем, пользуется популярностью во всем современном мире. Его наличие считается актуальным и востребованным до сих пор.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: чтобы пожарные могли оперативно обнаружить гидрант, на близлежащих строениях устанавливают специальные отметки. Как правило, гидранты находятся около автодорог, не далее 2,5 метра от них. Кроме того, они могут находиться даже на самой дороге.
В НАШЕ ВРЕМЯ
Пожарные гидранты в наше время остаются неизменными помощниками средств пожаротушения.
Существуют наземные и подземные гидранты. Первые устанавливаются на земле, а вторые в люках. Отличие лишь в их месторасположении.
Использовать гидранты можно не только для тушения возгораний, а также для техобслуживания и ремонта водопровода. Каждое устройство закрепляется за конкретным ответственным лицом, которое отвечает за исправность оборудования, свободный доступ к пожарному гидранту и своевременное проведение проверок.
При пожаре спасатели откидывают верхний колпак на гидранте, после чего накручивают на соединительную трубку с резьбой противопожарную колонку. Для приведения гидранта в рабочее состояние присоединяют пожарные рукава, а затем поворачивают корпус клапана вокруг своей оси.
Стабильная работоспособность гидранта - это гарантия сохранности человеческих жизней.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: до сих пор во многих странах мира известен гидрант, называемый московским. Названием он обязан своему изобретателю, Н. П. Зимину, который впервые установил его в Москве. Гидрант имеет официальное название ПГ-5 и в настоящее время еще не сошел с производства.
ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Гидранты, как важные элементы пожарной безопасности, прошли долгий путь развития. Однако с приходом новых технологий и инженерных решений инновации в области гидрантов открывают новые возможности для повышения эффективности и надежности систем пожаротушения. Смарт-технологии, альтернативные источники энергии, усовершенствованные материалы и автоматическое обнаружение пожаров - все это открывает новые перспективы для создания современных, надежных и экологически чистых гидрантов будущего.