"Московская правда", Москва, 13 февраля 2025 06:00
Автор: Маевская Яна
За последние несколько лет Люберецкие очистные сооружения прошли масштабную реконструкцию. Прошли проверку и испытания новые технологии. Сейчас это уникальное, единственное в своем роде в стране, а возможно, и в мире сооружение, которое прекрасно справляется с очисткой сточных вод огромного города. Продукты жизнедеятельности более пятнадцати миллионов людей, 1,5 миллиона кубометров сточной воды в сутки полностью утилизируются и превращаются в чистую воду, биотопливо.
И вот 5 февраля 2025 года именно здесь состоялось выездное заседание экспертного технологического совета Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ). Сюда приехали представители трех десятков российских водоканалов из самых разных регионов страны, чтобы познакомиться с технологиями и понять, что из этого можно применить на практике у себя.
ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ
Сначала была экскурсия. Заместитель генерального директора - начальник Управления канализации АО "Мосводоканал" Дмитрий Власов провел ее, знакомя собравшихся со всеми этапами очистки сточной воды. Сначала - решетки грубой и тонкой очистки разного размера. Это механизм с перфорированными пластинами, которые выхватывают из нее мусор. На пластинах можно заметить дольки лимона, остатки еды, чаинки и так далее. В решетках грубой очистки это салфетки, ушные палочки и многие другие отходы. Затем вода проходит через песколовки в первичные отстойники, а потом - в аэротенки.
Аэротенки - это, наверное, самое крупное сооружение. Длинные бассейны, в которые постоянно подается воздух и где обитают миллиарды специальных микроорганизмов. Они выедают из сточной воды все лишнее, ненужное - органику. Как сказал Дмитрий Власов, "бактериям надо что-то есть".
Представители водоканалов внимательно осматривали все на своем пути. Длинные ряды песколовок, самосвал, который отвозит и выгружает собранный из стоков мусор, пресс для выловленных из воды отходов, установки для очистки воздуха. Задавали вопросы. Постоянно звучала аббревиатура КЭР - Комплексное экологическое разрешение, документ, который позволяет предприятию осуществлять свою деятельность.
- У нас ничего не пропадает, - пояснил Дмитрий Власов. - Песок промываем, обрабатываем 0,2-процентным раствором гипохлорита натрия и отдаем на стройки, где он используется как подсыпка. Осадок из отстойников проходит центрифугу, метантенки, обработку бактериями "аннамокс" (это инвестиционный проект Мосводоканала). На выходе получается твердое биотопливо, биогаз для котельной, сырье для вторичного использования в аэрои метантенках, а также отличный почвогрунт.
Закончилась экскурсия на последней стадии очистки воды с помощью ультрафиолета. Вода подается в семь каналов, оснащенных мощными ультрафиолетовыми лампами, которые полностью обеззараживают воду.
ВОЗДУХ ОДИН ДЛЯ ВСЕХ
После экскурсии собрались обсудить увиденное и обозначить: какие проблемы есть и какие решения можно найти.
Одна из главных проблем всех очистных сооружений - запах. Да, на Люберецких сооружениях эту проблему решили. Но представители других водоканалов отмечали, что эта проблема сегодня остро стоит в тех местах, где жилые дома вплотную располагаются к очистным. Тут надо добавить, что и Некрасовка, и Люберцы - промышленные районы, источников запахов там хватает. Но местные жители, видимо, по привычке сваливают всю вину на ЛОС - раз пахнет, значит, однозначно оттуда.
Но проблема не только в этом.
- По статистике примерно одна пятая людей отличается повышенной чувствительностью к запахам, - пояснил Георгий Самбурский, доктор технических наук, председатель экспертно-технологического совета РАВВ. - Из них половина чувствительна к серосодержащим запахам. Поэтому нередко возникает ситуация, когда люди жалуются, что очистные сооружения, мол, "невыносимо пахнут". Приезжают с проверкой - запаха нет.
Один из газов, образующихся на любых очистных сооружениях, - сероводород, тот самый серосодержащий запах.
К слову, побывавшая недавно на Люберецких очистных сооружениях надзорная комиссия установила, что сероводород на них улавливается и утилизируется практически стопроцентно.
Но вернемся к запахам. С ними, как пояснил Георгий Сам бурский, есть три проблемы: нормирование, определение источника и выбор технологии для предотвращения. Дело в том, что сероводород выделяется на многих промышленных сооружениях.
Что касается нормирования, то есть нормы на содержание вредных веществ в воздушной среде. Тот же сероводород в населенных пунктах должен быть в пределах 0,008 мг/м3, а в рабочей зоне очистных сооружений - до 10 мг/м3.
А если в этом населенном пункте живут одоросенситивные (так называются чувствительные к запахам) люди?
О своих проблемах с запахами на заседании рассказал технический директор АО "ПКС-Водоканал" (город Петрозаводск, Карелия) Виталий Остапчук:
- Рядом находится жилой комплекс, там есть чаты жильцов. И в этих чатах десять человек стабильно жалуются на ужасный запах. К нам приезжал прокурор с проверкой - никакого запаха не обнаружил. Поехали в сторону санатория, там стоят четыре медсестры. Три говорят: совсем не пахнет, одна: воняет невыносимо. И что делать, непонятно.
Нормы на содержание вредных веществ в воздухе - это одно. Личная одоросенситивность отдельных людей - это совсем другое.
Мало того, "ужасный запах" и "вредные вещества" - это далеко не всегда синонимы. Ладно сероводород, он действительно ядовит, а запах у него - тухлых яиц (точнее, наоборот: тухлые яйца пахнут сероводородом). А возьмем, к примеру, метан и меркаптаны? И то и другое образуется на очистных сооружениях, причем по отдельности!
Наш бытовой газ - это смесь метана и меркаптанов, поэтому он так и пахнет - чтобы можно было обнаружить утечку. Но на очистных сооружениях может быть две ситуации. Излишняя концентрация безвредных, но очень вонючих меркаптанов. И слишком большая концентрация совершенно не пахнущего метана - бесшумного убийцы, взрывоопасного и удушающего газа.
Тему нормирования запахов обещал проработать председатель комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию и сенатор от Московской области Александр Двойных.
- Очевидно, что социальное самочувствие граждан напрямую зависит от того, в какой экологической среде они проживают. Мы понимаем, что воздух у нас один - что в Москве, что в Московской области, его трудно разделить, и работать нам надо вместе. Тем более что по крайней мере пять крупных городов Московской области сбрасывают свои сточные воды на Люберецкие очистные сооружения.
ПОЧВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Помимо неясности с законами, у водоканалов России есть еще одна, довольно неожиданная, проблема - что делать с почвогрунтом?
Дело в том, что в процессе работы миллиардов бактерий в аэротенках и метантенках образуется активный ил, осадок. Все это складывается в бурты, перемешивается многократно. И, опять-таки под влиянием комплекса бактерий, грибков и беспозвоночных, которых специально туда подсаживают, превращается в отличную плодородную почву.
Куда ее девать?..
- 40 тысяч кубометров почвогрунта - вот потребность Петрозаводска в год, - рассказал Виталий Остапчук. - У нас образуется 300 тысяч кубов в год.
Еще один представитель российского водоканала поведал о том, как население относится к этому почвогрунту:
- Мы не знаем, куда его девать. У нас получены все разрешения, все сертификаты, комнату можно обклеить. Чудесная, плодородная земля. Но население считает, что это "фи, фекалии". Я отвез грузовик нашего почвогрунта отцу на огород. Соврал, что купил. Он благодарен: "Сыночка, спасибо, отличная земля, подскажи, где достал!" Я молчу. Я точно знаю: если скажу, что это с моей работы, - плюнет, проклянет и отречется.
Мосводоканал подошел к решению этой проблемы комплексно! Осадок, образующийся в процессе очистки сточных вод, не просто обезвоживают, но и дополнительно сушат. В результате получается прекрасное биотопливо, которое используется цементными заводами вместо угля. Уже сегодня на Люберецких очистных сооружениях так перерабатывают треть осадка, а после строительства специального завода этот показатель достигнет 100 процентов! Такой же проект будет реализован и на Курьяновских очистных.
Можно, конечно, посетовать, насколько оторвались городские жители от почвы - как в прямом, так и в переносном смысле слова. Александр Двойных в своей речи упомянул, что в последние двадцать лет сельское население сокращается, а городские агломерации растут ужасающими темпами. К сожалению, это не только накладывает определенные обязательства и нагрузки на очистные сооружения, но и лишает людей знаний, которые были у них тысячелетиями.
Я еще помню, как мы сажали картошку и закупали для этого грузовик коровьего навоза. И никто нос не воротил. А тут не навоз - тут земля, отличная плодородная земля.
РЕЗЮМЕ, ФАКТЫ, ВЫВОДЫ
Исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова:
- К огромному счастью, у водоканалов нет соперничества, нет конкуренции. Мы все работаем на одно дело, и это очень здорово. Люди общаются, встречаются. У нас будет большая конференция в августе в Самаре, в прошлом году была в Нижнем Новгороде. Все города разные, все своеобразные, поэтому для нас постоянное профессиональное общение - это очень-очень серьезно. Спасибо Москве за то, что она нас приняла, чтобы мы могли обсудить конкретные технические вопросы.
По состоянию канализации можно определить уровень цивилизации. И мы видим, что Москва - это высокоцивилизованный город. Работники Мосводоканала гордо несут знамя Москвы. То, что тут сделано, - это дорогого стоит.
Когда мы утром встаем и спускаем воду в унитазе, мы даже не представляем себе и не задумываемся, насколько это удобно. Попробуй лишить любого человека этого достижения - это будет страшно!
Москва содержит всю систему в потрясающе хорошем состоянии, не загрязняет водные объекты. В Москве-реке водится рыба, воду можно использовать, несмотря на то что почти половина потока реки представляет собой очищенные сточные воды. Речной сток прекрасен, и это сделал Мосводоканал.
Доктор технических наук, председатель экспертно-технологического совета РАВВ Георгий Самбурский:
- Сегодня мы очень полезно провели время. Во-первых, мы увидели реконструированные сооружения Мосводоканала. Во-вторых, мы посмотрели особенности борьбы с дурнопахнущими выбросами. И лишний раз убедились в том, что те технологические решения, которые Мосводоканалом применяются - перекрытие ключевых сооружений, очистка воздуха с помощью самого современного на сегодняшний момент метода - фотокаталитического, - приносят свои плоды.
Кроме того, на заседании была подсвечена проблема запахов. Эта проблема отдельная от очистки сточных вод. Понятно, что та тарификация, которая сегодня существует в рамках очистки сточных вод, для очистки запахов просто-напросто недостаточна.
Большинство людей относится с пониманием к тому, в каком районе они живут и что там находится. К сожалению, убрать запахи по щелчку не получится, это длительное мероприятие, которое к тому же стоит очень дорого. Это надо понимать и учитывать.
Заместитель главного инженера ГУП "Горводоканал" Новосибирска Александр Бекетов:
- Безусловно, интересно было посмотреть на уникальный природоохранный комплекс в виде Люберецких очистных сооружений. Мы были здесь уже несколько раз, с технологиями знакомы. Это уникальный и классный инженерный комплекс, где внедряются передовые технологии, где происходит апробирование новых технологий.
Сейчас у нас ведется проектирование реконструкции очистных сооружений и канализации. Безусловно, берем отсюда лучшие практики. Интересно двухступенчатое процеживание на механической очистке, также интересно было посмотреть песколовки. Очень глубоко и емко сделан процесс газоочистки, установлено много газоочистных сооружений.
Заместитель директора МУП "Домодедовский водоканал" Василий Кострюков:
- В первую очередь удивил и поразил объем, масштаб очистных сооружений. На заметку себе, конечно, возьмем качество исполнения и новые технологии, которые здесь были применены. Технология газоочистки, которую применяет Мосводоканал, нам очень понравилась, и мы бы хотели у себя ее применить.
Технический директор АО "ПКСВодоканал" (Петрозаводск) Василий Остапчук:
- Вопрос, конечно, в деньгах. Будут деньги - сможем внедрить у себя такие же технологические решения, как и Мосводоканал.
Председатель комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию и сенатор от Московской области Александр Двойных:
- Это лучший пример в стране крупнейших очистных сооружений, использования лучших отечественных технологий. Это прекрасный пример того, как работают очистные сооружения - в крупнейшей агломерации, без запахов, без дискомфортных для жителей факторов. При этом объект далеко не исчерпал всю свою мощность здесь, это прекрасные возможности для развития прилегающих территорий. Этот подход является одним из лучших примеров развития мегаполисов.
Важно, что на эту площадку приезжают региональные водоканалы и обсуждается узкая, но очень важная специфика. Тема запахов является важным фактором в плане социального самочувствия граждан. И очень хорошо, что отечественная наука и отечественные технологии достаточно развиты, чтобы справляться с этими вызовами.
Я уверен, что на Невском экологическом конгрессе эти технологии вызовут большой интерес у наших иностранных партнеров. Ну, а наш комитет в этом году внес предложение обсудить тему экологии мегаполисов. Это важная и нарастающая по актуальности повестка в мире - ведь агломерации растут везде, и это рождает определенные вызовы. В том числе и для очистных сооружений.