"Московская правда", Москва, 6 марта 2025 06:00
Управление "Мосводосбыт", производственное подразделение АО "Мосводоканал", отметило в феврале 93 года с момента своего образования. Сегодня к его задачам относятся работа с абонентами в части заключения и исполнения договоров холодного водоснабжения и водоотведения, получение и обработка показаний водосчетчиков, сбор средств за оказываемые компанией услуги водоснабжения и водоотведения, а также постоянный контроль качества сточных вод абонентов с целью предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Сотрудников подразделения периодически привлекают к просветительской и информационной деятельности АО "Мосводоканал" .
Главный показатель эффективной работы коллектива - собираемость платежей, которая сохраняется последние годы на устойчивом высоком уровне (до 99-100 %). Этому способствует внедрение цифровых технологий и ежегодное расширение функционала информационных ресурсов. Цифра помогает повышать качество обслуживания потребителей, увеличить скорость обслуживания абонентов и положительно влияет на собираемость платежей. Расскажем о некоторых проектах Мосводосбыта, которые успешно заработали в 2024 году или находятся на соответствующем этапе выполнения в 2025-м.
Через mos.ru - быстро и легко
С 2024 года АО "Мосводоканал" совместно с профильными департаментами разрабатывает функционал подачи заявки и заключения договоров, в том числе на период выполнения подключения строящихся или реконструируемых объектов, при помощи официального портала мэра и правительства Москвы (mos.ru). Станет намного проще заключать договоры на промывку и дезинфекцию внутриплощадочных или внутридомовых водопроводных сетей, на оказание инжиниринговых услуг при строительстве (реконструкции) заказчиком водопроводных или канализационных сетей, а также заключать договоры холодного водоснабжения и водоотведения.
Планируется, что данная опция должна заработать в 2025 году.
Мобильное приложение упрощает уборку снега
В связи с введением нового порядка работы между участниками процесса уборки снега в 2023 году организации, относящиеся к Комплексу городского хозяйства, переведены на использование мобильного приложения "СНЕГ" вместо применения морально устаревших пластиковых карт. С 2024 года все коммерческие организации полностью переведены на использование данного мобильного приложения при утилизации снега на снегосплавных пунктах Мосводоканала.
Для бюджетных организаций зимой 2024 - 2025 открыт функционал по подаче заявок на заключение технического договора по утилизации снега в электронном виде через "Подсистему учета объемов снега Автоматизированной системы управления "Объединенная диспетчерская служба ДЖКХ г. Москвы" на портале поддержки участников процесса уборки снега в столице.
Подать заявку онлайн в любое время суток
Для удобства взаимодействия с клиентами в 2024 году стал доступен еще один способ подачи заявки и заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения в электронной форме. В результате сегодня подать заявку можно в любой день недели и в любое время суток (24/7) следующими способами:
- через личный кабинет юридического и физического лица на официальном сайте АО "Мосводоканал" (реализация 2024 года);
- посредством функционала личного кабинета на сайте оператора электронного документооборота sbis.ru.
Все статусы рассмотрения заявки открыты для клиента в его личном кабинете.
Для физических лиц прорабатывается вопрос по реализации этого функционала в специальном мобильном приложении "МОСВОДОКАНАЛ".
Чем удобна цифровая система для абонентов?
В 2024 году успешно заработало мобильное приложение "МОСВОДОКАНАЛ", которое можно бесплатно установить на цифровое устройство с любого маркетплейса - Google Play, Apple App Store, RuStore и др. Данная система позволяет абонентам, осуществляющим прямые расчеты с Мосводоканалом за услуги водоснабжения и водоотведения:
- передавать показания приборов учета воды, в том числе по их фотографии;
- передавать сведения о показаниях при выполнении работ по поверке или замене водосчетчиков;
- просмотреть квитанцию;
- изменить способ доставки квитанции;
- оплачивать услуги водоснабжения и водоотведения;
- получать сведения о взаиморасчетах;
- подавать заявления на льготы по услугам АО "Мосводоканал";
- подавать заявления по изменению численности проживающих;
- корректировать паспортные данные абонента по абонентскому номеру (сведения о паспорте гражданина РФ, заграничном паспорте, свидетельстве о рождении);
- передавать сведения об авариях на линиях водоснабжения и водоотведения;
- задать вопросы с помощью чат-бота.
Кроме мобильного приложения, для удобства жителей разработаны различные способы подачи показаний индивидуальных приборов учета, включая возможность передачи показаний "умными счетчиками" через облачные сервисы производителей приборов, а также непосредственно управляющими компаниями через их личный кабинет на сайте АО "Мосводоканал".
К тому же жители теперь могут самостоятельно вносить сведения в личном кабинете физических лиц о наличии льготников, чтобы потом воспользоваться мерами социальной поддержки по оплате услуг.
В помощь контролерам
Для контролеров водопроводного хозяйства АО "Мосводоканал" также разработано мобильное приложение, упрощающее процедуру фиксации показаний приборов учета потребителей, с дополнительным внедрением функционала распознавания показаний приборов учета по фотографии прибора учета.
Также заработал функционал интеграции биллинговой системы АО "Мосводоканал" с ФГИС "Аршин" по синхронизации данных о поверке приборов учета расхода воды. Напомним, что федеральная система (ФГИС) "Аршин" Росстандарта - специализированная онлайн-платформа, предназначенная для учета и хранения сведений, касающихся результатов поверки средств измерений.
Цифровые приборы учета
Совместно с профильными департаментами Мосводосбыт начал проект по подключению к автоматизированной системе учета потребления ресурсов общедомовых приборов учета в многоквартирных домах москвичей. Благодаря его реализации в 2025-2027 годах заменят около 29 тысяч аналоговых водосчетчиков, находящихся в собственности Мосводоканала, на цифровые приборы.
Еще один проект, над которым работают специалисты Мосводоканала совместно с Департаментом информационных технологий, позволит расширить перечень услуг, предоставляемых в электронной форме на официальном портале мэра и правительства Москвы (mos.ru) в части АО "Мосводоканал": "Получение сведений о поверке/замене квартирных приборов учета жителей многоквартирных домов" и "Передача показаний и оплата начислений по квартирным приборам учета жителей многоквартирных домов". Данные сервисы планируется запустить в этом году.
Дистанционное снятие показаний
Завершен проект по оснащению более 650 узлов приборов учета, расположенных в колодцах, водосчетчиками с передатчиками для дистанционного снятия показаний. Это позволило отказаться от снятия показаний силами рабочих бригад производственных управлений Мосводоканала.
Инфобота обучат новым языковым моделям
В 2023 году начал работу по приему обращений на горячую линию Мосводоканала голосовой помощник "Инфобот", в том числе он принимал и аварийные заявки. В настоящий момент роботом обрабатывается 56% обращений и до 90% аварийных заявок. В 2024 году начаты работы по модернизации программного обеспечения горячей линии и мобильного приложения с применением GPT технологии и новой языковой модели, которые планируется завершить в 2025 году.
Контроль за сточными водами Мосводосбыт осуществляет контроль качества сточных вод абонентов, чтобы предотвратить негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В сентябре 2024 года в личном кабинете абонента на сайте Мосводоканала усовершенствован сервис по составлению деклараций о составе и свойствах сточных вод в электронном виде. Это помогает абонентам избежать ошибок при составлении деклараций, проводить проверку внесенных значений загрязняющих веществ, подписать этот документ с помощью ручной или электронной подписи.
В настоящее время разрабатывается калькулятор, позволяющий рассчитать плату за негативное воздействие и за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод по внесенным значениям загрязняющих веществ в декларацию.
Расчет и доставка платежек за один день
Проведена автоматизация процессов начисления, позволяющая сократить сроки выставления платежных документов в адрес потребителей. В результате в течение одного дня происходит расчет и доставка документов для оплаты услуг 95 % абонентам.
Бумажный перерасчет ресурсов за коммунальные услуги исключается
В связи со значительным увеличением количества абонентов до 376 тысяч, в основном за счет заключения прямых договоров между собственниками помещений многоквартирных домов и ресурсоснабжающими организациями, разработан функционал по выполнению в автоматическом режиме перерасчетов за потребленные коммунальные услуги на основании представленных через электронные сервисы показаний, без необходимости направления обращений.
"Юрробот" - помощник в борьбе с должниками
Для улучшения работы с должниками и истребованию задолженности с юридических лиц в судебном порядке Управлением "Мосводосбыт" в 2024 году разработаны возможности по электронному взаимодействию с Арбитражным судом г. Москвы с помощью системы "Юрробот". Система в автоматическом режиме формирует и направляет комплект документов в суд.
Проведена доработка опции по истребованию задолженности с физических лиц с помощью автоматизации процесса по истребованию задолженности в судебном порядке. По итогам 2024 года Управлением "Мосводосбыт" в судебные участки направлено более 136 000 заявлений о взыскании задолженности на общую сумму более 600 млн руб.
В настоящее время проводятся мероприятия по доработке программного обеспечения автоматизации процесса по сотрудничеству с Управлением Федеральной службы судебных приставов. Обмен данными в рамках исполнительного производства позволит автоматизировать мониторинг хода исполнительного процесса на любом этапе работы.
Итоги работы по цифровизации в Мосводосбыте за 2024 год
Собираемость платежей стабильно составляет 99-100%.
Количество визитов клиентов в офис Мосводоканала сократилось в 10 раз - с 500 до 50 в день.
Время ожидания клиентом ответа оператора горячей линии сократилось с 130 секунд до 16 секунд (в 8 раз).
В результате применения новых технологий и сдельной оплаты труда количество обходов на одного контролера в месяц увеличилось в 2 раза - с 600 до 1200.
Штатная численность Управления "Мосводосбыт", несмотря на 15-кратное увеличение количества клиентов с 2004 года, осталась без изменений.