Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Как цифра помогает повышать качество обслуживания

"Московская правда", Москва, 6 марта 2025 06:00

Управление "Мосводосбыт", производственное подразделение АО "Мосводоканал", отметило в феврале 93 года с момента своего образования. Сегодня к его задачам относятся работа с абонентами в части заключения и исполнения договоров холодного водоснабжения и водоотведения, получение и обработка показаний водосчетчиков, сбор средств за оказываемые компанией услуги водоснабжения и водоотведения, а также постоянный контроль качества сточных вод абонентов с целью предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Сотрудников подразделения периодически привлекают к просветительской и информационной деятельности АО "Мосводоканал" .

Главный показатель эффективной работы коллектива - собираемость платежей, которая сохраняется последние годы на устойчивом высоком уровне (до 99-100 %). Этому способствует внедрение цифровых технологий и ежегодное расширение функционала информационных ресурсов. Цифра помогает повышать качество обслуживания потребителей, увеличить скорость обслуживания абонентов и положительно влияет на собираемость платежей. Расскажем о некоторых проектах Мосводосбыта, которые успешно заработали в 2024 году или находятся на соответствующем этапе выполнения в 2025-м.

Через mos.ru - быстро и легко

С 2024 года АО "Мосводоканал" совместно с профильными департаментами разрабатывает функционал подачи заявки и заключения договоров, в том числе на период выполнения подключения строящихся или реконструируемых объектов, при помощи официального портала мэра и правительства Москвы (mos.ru). Станет намного проще заключать договоры на промывку и дезинфекцию внутриплощадочных или внутридомовых водопроводных сетей, на оказание инжиниринговых услуг при строительстве (реконструкции) заказчиком водопроводных или канализационных сетей, а также заключать договоры холодного водоснабжения и водоотведения.

Планируется, что данная опция должна заработать в 2025 году.

Мобильное приложение упрощает уборку снега

В связи с введением нового порядка работы между участниками процесса уборки снега в 2023 году организации, относящиеся к Комплексу городского хозяйства, переведены на использование мобильного приложения "СНЕГ" вместо применения морально устаревших пластиковых карт. С 2024 года все коммерческие организации полностью переведены на использование данного мобильного приложения при утилизации снега на снегосплавных пунктах Мосводоканала.

Для бюджетных организаций зимой 2024 - 2025 открыт функционал по подаче заявок на заключение технического договора по утилизации снега в электронном виде через "Подсистему учета объемов снега Автоматизированной системы управления "Объединенная диспетчерская служба ДЖКХ г. Москвы" на портале поддержки участников процесса уборки снега в столице.

Подать заявку онлайн в любое время суток

Для удобства взаимодействия с клиентами в 2024 году стал доступен еще один способ подачи заявки и заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения в электронной форме. В результате сегодня подать заявку можно в любой день недели и в любое время суток (24/7) следующими способами:

- через личный кабинет юридического и физического лица на официальном сайте АО "Мосводоканал" (реализация 2024 года);

- посредством функционала личного кабинета на сайте оператора электронного документооборота sbis.ru.

Все статусы рассмотрения заявки открыты для клиента в его личном кабинете.

Для физических лиц прорабатывается вопрос по реализации этого функционала в специальном мобильном приложении "МОСВОДОКАНАЛ".

Чем удобна цифровая система для абонентов?

В 2024 году успешно заработало мобильное приложение "МОСВОДОКАНАЛ", которое можно бесплатно установить на цифровое устройство с любого маркетплейса - Google Play, Apple App Store, RuStore и др. Данная система позволяет абонентам, осуществляющим прямые расчеты с Мосводоканалом за услуги водоснабжения и водоотведения:

- передавать показания приборов учета воды, в том числе по их фотографии;

- передавать сведения о показаниях при выполнении работ по поверке или замене водосчетчиков;

- просмотреть квитанцию;

- изменить способ доставки квитанции;

- оплачивать услуги водоснабжения и водоотведения;

- получать сведения о взаиморасчетах;

- подавать заявления на льготы по услугам АО "Мосводоканал";

- подавать заявления по изменению численности проживающих;

- корректировать паспортные данные абонента по абонентскому номеру (сведения о паспорте гражданина РФ, заграничном паспорте, свидетельстве о рождении);

- передавать сведения об авариях на линиях водоснабжения и водоотведения;

- задать вопросы с помощью чат-бота.

Кроме мобильного приложения, для удобства жителей разработаны различные способы подачи показаний индивидуальных приборов учета, включая возможность передачи показаний "умными счетчиками" через облачные сервисы производителей приборов, а также непосредственно управляющими компаниями через их личный кабинет на сайте АО "Мосводоканал".

К тому же жители теперь могут самостоятельно вносить сведения в личном кабинете физических лиц о наличии льготников, чтобы потом воспользоваться мерами социальной поддержки по оплате услуг.

В помощь контролерам

Для контролеров водопроводного хозяйства АО "Мосводоканал" также разработано мобильное приложение, упрощающее процедуру фиксации показаний приборов учета потребителей, с дополнительным внедрением функционала распознавания показаний приборов учета по фотографии прибора учета.

Также заработал функционал интеграции биллинговой системы АО "Мосводоканал" с ФГИС "Аршин" по синхронизации данных о поверке приборов учета расхода воды. Напомним, что федеральная система (ФГИС) "Аршин" Росстандарта - специализированная онлайн-платформа, предназначенная для учета и хранения сведений, касающихся результатов поверки средств измерений.

Цифровые приборы учета

Совместно с профильными департаментами Мосводосбыт начал проект по подключению к автоматизированной системе учета потребления ресурсов общедомовых приборов учета в многоквартирных домах москвичей. Благодаря его реализации в 2025-2027 годах заменят около 29 тысяч аналоговых водосчетчиков, находящихся в собственности Мосводоканала, на цифровые приборы.

Еще один проект, над которым работают специалисты Мосводоканала совместно с Департаментом информационных технологий, позволит расширить перечень услуг, предоставляемых в электронной форме на официальном портале мэра и правительства Москвы (mos.ru) в части АО "Мосводоканал": "Получение сведений о поверке/замене квартирных приборов учета жителей многоквартирных домов" и "Передача показаний и оплата начислений по квартирным приборам учета жителей многоквартирных домов". Данные сервисы планируется запустить в этом году.

Дистанционное снятие показаний

Завершен проект по оснащению более 650 узлов приборов учета, расположенных в колодцах, водосчетчиками с передатчиками для дистанционного снятия показаний. Это позволило отказаться от снятия показаний силами рабочих бригад производственных управлений Мосводоканала.

Инфобота обучат новым языковым моделям

В 2023 году начал работу по приему обращений на горячую линию Мосводоканала голосовой помощник "Инфобот", в том числе он принимал и аварийные заявки. В настоящий момент роботом обрабатывается 56% обращений и до 90% аварийных заявок. В 2024 году начаты работы по модернизации программного обеспечения горячей линии и мобильного приложения с применением GPT технологии и новой языковой модели, которые планируется завершить в 2025 году.

Контроль за сточными водами Мосводосбыт осуществляет контроль качества сточных вод абонентов, чтобы предотвратить негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В сентябре 2024 года в личном кабинете абонента на сайте Мосводоканала усовершенствован сервис по составлению деклараций о составе и свойствах сточных вод в электронном виде. Это помогает абонентам избежать ошибок при составлении деклараций, проводить проверку внесенных значений загрязняющих веществ, подписать этот документ с помощью ручной или электронной подписи.

В настоящее время разрабатывается калькулятор, позволяющий рассчитать плату за негативное воздействие и за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод по внесенным значениям загрязняющих веществ в декларацию.

Расчет и доставка платежек за один день

Проведена автоматизация процессов начисления, позволяющая сократить сроки выставления платежных документов в адрес потребителей. В результате в течение одного дня происходит расчет и доставка документов для оплаты услуг 95 % абонентам.

Бумажный перерасчет ресурсов за коммунальные услуги исключается

В связи со значительным увеличением количества абонентов до 376 тысяч, в основном за счет заключения прямых договоров между собственниками помещений многоквартирных домов и ресурсоснабжающими организациями, разработан функционал по выполнению в автоматическом режиме перерасчетов за потребленные коммунальные услуги на основании представленных через электронные сервисы показаний, без необходимости направления обращений.

"Юрробот" - помощник в борьбе с должниками

Для улучшения работы с должниками и истребованию задолженности с юридических лиц в судебном порядке Управлением "Мосводосбыт" в 2024 году разработаны возможности по электронному взаимодействию с Арбитражным судом г. Москвы с помощью системы "Юрробот". Система в автоматическом режиме формирует и направляет комплект документов в суд.

Проведена доработка опции по истребованию задолженности с физических лиц с помощью автоматизации процесса по истребованию задолженности в судебном порядке. По итогам 2024 года Управлением "Мосводосбыт" в судебные участки направлено более 136 000 заявлений о взыскании задолженности на общую сумму более 600 млн руб.

В настоящее время проводятся мероприятия по доработке программного обеспечения автоматизации процесса по сотрудничеству с Управлением Федеральной службы судебных приставов. Обмен данными в рамках исполнительного производства позволит автоматизировать мониторинг хода исполнительного процесса на любом этапе работы.

Итоги работы по цифровизации в Мосводосбыте за 2024 год

Собираемость платежей стабильно составляет 99-100%.

Количество визитов клиентов в офис Мосводоканала сократилось в 10 раз - с 500 до 50 в день.

Время ожидания клиентом ответа оператора горячей линии сократилось с 130 секунд до 16 секунд (в 8 раз).

В результате применения новых технологий и сдельной оплаты труда количество обходов на одного контролера в месяц увеличилось в 2 раза - с 600 до 1200.

Штатная численность Управления "Мосводосбыт", несмотря на 15-кратное увеличение количества клиентов с 2004 года, осталась без изменений.