Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Москва "Собянинская"

Аргументы неделi, Москва, 22 июня 2017

Когда-то Москву иронично называли "Малые Лужки" - в честь Юрия Михайловича Лужкова, долгое время бессменно рулившего мегаполисом. Последнее время столицу все чаще называют Москва "собянинская", иной раз с критическим оттенком. Москвичи, и коренные, и "понаехавшие", на все голоса пеняют власти за пробки, уличные скульптуры, плитку и перерытые улицы.

Почему так происходит?

Известный журналист Андрей Караулов снял уникальный фильм о том, что на самом деле происходит сегодня в Москве под руководством мэра. О ее гигантских стройках, обновлении улиц, снабжении газом, электроэнергией и питьевой водой. О том, как без помпы, тихо и целенаправленно строится город будущего. Как утверждает заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, такая масштабная реконструкция улиц Москвы даст возможность не проводить ее в дальнейшем еще 70-100 лет.

И в этом состоит главная загадка сегодняшней московской власти - то, что она делает, не афишируется и фактически замалчивается.

Восполнить этот пробел и призван фильм Андрея Караулова под говорящим названием "Москва Собянина: значение во времени". Некоторые реплики из него "АН" размещают на своих страницах. Молодые, да не ранние Александра Сытникова, директор проекта "Моя улица" КБ "Стрелка":

- Наша компания отвечает за дизайн центра города. Я не могу назвать город, к аналогу которого мы бы стремились. Мы смотрели голландские города. И дело даже не в климате. У голландцев очень высокая проектная культура. Голландия до сих пор дарит миру очень сильных архитекторов первого ряда. Смотрели Англию.

Почему нельзя было где-то взять такую программу и перенести ее на Москву? Да потому что нигде такой программы никогда не было. Это беспрецедентный случай, когда в таком городе происходит работа в таком объеме. До сих пор происходил ремонт города. А сейчас поставлена задача создания общественного пространства нового качества.

У нас очень молодая команда. Средний возраст сотрудников - 25 лет.

И теперь мы выходим на федеральную программу и будем делать 360 городов. Так что результат того стоил.

Глоток чистой воды Павел Ливинский, руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы:

- Чем может гордиться московское ЖКХ? Первое - это самые крупные в мире инженерные системы. Больше, чем в Нью-Йорке. Крупнее нет ни в одном, даже более северном городе нашей планеты. Это 16 200 км тепловых сетей. Почти половина экватора. 105 тыс. км кабельных электролиний. Водосточная сеть - почти 8 тыс. километров. Водопроводная сеть - 12 тыс. километров.

Износ инженерных систем по стране вырос, а в Москве снизился на 2% за последние 6 лет. Кто-то скажет - мелочь. Но специалист понимает, что 2% в огромном хозяйстве - это очень большие цифры.

Два слова о качестве воды.

Скажу честно - в московском водопроводе лучшая вода в мире. Не так давно она была в пятом десятке по рейтингу чистоты. Сейчас ее смело можно пить из-под крана. Я ответственно заявляю - водопроводная вода в Москве по качеству выше, чем многое из того, что вы покупаете в магазине за деньги. Более того, значительная часть бутилированной воды разливается именно из водопровода. Для этого применяется большое количество технологических новшеств. Вода и так неплохого качества, но она еще проходит многоступенчатую систему фильтрации, бактериологических анализов, озоносорбции, ультрафиолетовой обработки. Это позволяет достичь эталонных показателей.

Московская система централизованного теплоснабжения - самая крупная в мире. На максимуме может выдавать 59 тыс. 400 гигакалорий в час. Если взять 450 немецких городов, где есть система централизованного теплоснабжения, их суммарная тепловая мощность будет меньше московской.

Улично-дорожная сеть - 109 млн кв. метров. Из них 107 млн убираемой площади. То есть то, за чем мы следим каждый день. Более 6 тыс. км дорог.

Европейская мечта Михаил Дмитриев, доктор экономических наук:

- Мне кажется, достижения Собянина недооцениваются нашим населением. Я недавно имел разговор с руководителем одной из глобальных риелторских компаний. Он сказал, что непопулярное в Москве расширение пешеходных зон - на самом деле мечта многих европейских городов. Он привел пример Лондона, где недавно за значительно большую сумму был реализован гораздо более скромный проект - прокладка небольшого количества велосипедных дорожек в центре города.

Наше население не привыкло к сравнительному анализу. Они просто не знают, как там, в Лондоне. То же можно сказать и о прессе. Все ищут исключительно негатив. На самом деле по благоустройству Москву я бы мог сравнить разве что с Мадридом. Широкие мостовые, большие пешеходные зоны - очень комфортно гулять по городу.

А в Лондоне попробуйте погулять по тротуарам - постоянно будешь наступать на чьи-то ноги, не сможешь ни ускорить темп, ни остановиться - затопчут. Там пора ставить светофоры для пешеходов. Новая философия города Алексей Елисеев, руководитель департамента капитального ремонта Москвы:

- Раньше не уделялось должного внимания формированию общественного пространства. Прежде всего улиц, скверов, дворов. Новые широкие тротуары на самом деле - это прежде всего часть философии. Победить растущую автомобилизацию невозможно только методами строительства. И важно понимать разницу - философия не в том, чтобы вытеснить автомобили из центра любой ценой. Она в том, чтобы создать комфортную среду для пешехода. Почувствуйте разницу.

Для нас лучшая оценка - это количество жителей на улицах. Попробуй погуляй по узеньким тротуарам, заставленным припаркованными машинами, между куч снега и мусора, толкаясь плечами с прохожими, пробираясь между киосками со жвачкой и пивом. А сейчас городом можно любоваться. И люди "ногами проголосовали" за то, что мы идем правильным путем.

В этом году город вымостит порядка 850 тыс. кв. м плиточного гранита. Ни одного метра импортного камня. Полностью работа российской горнодобывающей промышленности. В деле прежде всего задействованы карьеры. Например, знаменитый Мансуровский карьер в Башкирии, карьер "Возрождение" в Карелии, Южно-Султаевский и Западно-Султаевский карьеры - все они работают на полную мощность.

Прошедшая суровая зима показала, что плитка прекрасно себя зарекомендовала и в эксплуатационном, и в эстетическом плане. При этом подрядчик обязан следить за своим участком в среднем три года. Если за это время с плиткой что-то случилось - он производит ремонт за свой счет.

В Москву возвращается знаменитый фонарь Минкуса - элемент старой традиционной архитектуры.

Мы работаем над программой "Чистое небо". Уже проложено более полутора тысяч километров новых кабельных сетей, что очищает город от проводов.

В прошлом году наш департамент принял участие в благоустройстве зоны МЦК (Московская центральная кольцевая железная дорога). Нами было благоустроено более 3 тысяч гектаров. МЦК проходит мимо Новодевичьего монастыря, других великих памятников России. Турист садится в вагон - и он видит город. МЦК очень серьезно разгрузила столицу. Полностью себя оправдала. Причем реалии превзошли ожидания.

Задел на полвека

Алексей Беляев, первый заместитель руководителя департамента капитального ремонта Москвы:

- С 2011 по 2016 год было реализовано 203 проекта по программе "Моя улица" . Это программа комплексного благоустройства улиц, включающая обновление и расширение пешеходных зон, обновление тротуаров, фасадов и освещения, создание велосипедных дорожек, посадку деревьев, обустройство малых архитектурных форм. Это больше половины центра города. За год-два мы закончим все остальные улицы центра. За 5-7 лет, если не снижать темпов, мы приведем в порядок весь город. Проектов такого масштаба не было с 40-х годов прошлого века. И следующий такой можно ждать лет через 50, не раньше.

Мы ведь не просто кладем плитку и ставим скамейки. Мы одновременно меняем все ресурсные коммуникации, которые требуется заменить. Они были проложены еще в 40-х годах!

Говорят - зачем липы на Садовом кольце? Лучше еще полосу для автомобилей сделать. Но это же не блажь наша, все четко просчитано. Например, пробки на Садовом у МИДа исчезли. Потому что было упорядочено движение по существующим полосам. На Садовом было до 8 полос движения в каждом направлении. Но при въездах в тоннели они все равно сужались до двух трех. И это бутылочное горлышко неизменно вызывало заторы, а расширить его нет технической возможности. Плюс машины замедлялись в крайних рядах при поворотах на прилегающие трассы и тормозили весь поток. Теперь для этого будут специальные разгонные полосы. Это целая наука, которую мы сейчас реализовываем.

Самые большие в мире

Александр Пономаренко, генеральный директор «Мосводоканал»

- Наша система уникальна. Такие колоссальные объемы подготовки питьевой и обработки сточной воды - самые большие в мире. Мы можем подавать и соответственно очищать 6,5 млн тыс. л воды в сутки. Фактически подается вдвое меньше, т.е. запас по ресурсам двойной. При этом у нас полный цикл - сколько у природы взяли, столько в очищенном виде в Москву-реку и вернули.

С 2012 года в московской воде отсутствует жидкий хлор. Сейчас вместо старой хлорки добавляется гипохлорит натрия. Он не имеет ни вкуса, ни запаха и не имеет никаких вредных составляющих. Он полностью безвреден.

Аргумент редактора

Андрей УГЛАНОВ, главный редактор газеты "Аргументы недели": -Я ЧАСТЕНЬКО перечитываю книгу Гиляровского "Москва и москвичи". Она о тайной, темной, грязной жизни городского дна XIX века. Рефреном в книге звучит фраза: "И вот пришла советская власть - и московская клоака со всеми этими сухаревками, хитровками исчезла". Неглинная и улица Кузнецкий Мост, где я сейчас живу, тоже были дном. Несмотря на то что это самый что ни на есть центр, еще 5-6 лет назад я не мог не видеть плевки на треснувшем асфальте, переполненные мусорные баки, пустые бутылки на Кузнецком Мосту, битые машины, обшарпанные дома. А сейчас вдруг все стало чисто и красиво. Хочешь посидеть в тишине и уюте, погулять по истинно московским улочкам - добро пожаловать.

Наверное, мне, как журналисту, положено ругать Собянина и его команду. Но я вижу, что стало с моим районом, и у меня рука не поднимается.

Но вот что плохо! Я, журналист, не знал практически ничего из того, что рассказано выше. Новые технологии очистки воды, из-за которых она стала лучшей в мире, - это настоящая революция. То же можно сказать о системе безопасности в "Мосгазе". Крупных аварий давно нет. А мы об этом ни сном ни духом. Нам кажется, что это само собой так образовалось. Это неправильно. Это надо менять. Об этом надо говорить!

Совет мэру

Владимир ПЛАТОНОВ, депутат МГД, президент Московской торгово-промышленной палаты:

- Нынешней команде Собянина не хватает одного очень важного элемента. Людей надо делать участниками происходящего. Не только информировать их, что тоже делается недостаточно, но и разъяснять, а главное - привлекать к решению вопроса. В свое время, когда была довольно неприятная, неудобная стройка, мы спросили у жителей, что они выберут - работу в течение года в три смены под их окнами или в одну смену, но три года. И, посовещавшись, жители сами сообщили нужное нам решение - лучше помучиться год, чем терпеть меньшие неудобства, но целых три года.

Реплика Поздравление мэру Москвы в день его рождения Примите самые искренние поздравления от меня лично и от коллектива Большого театра России. Пусть под Вашим руководством процветает, сохраняя свою самобытность, наш любимый город. Мы желаем Вам счастья и здоровья и надеемся, что Ваш плотный рабочий график позволит Вам все-таки бывать на наших спектаклях.

Владимир Урин, генеральный директор Большого театра и весь коллектив Большого театра России

Аргумент режиссера

Марк ЗАХАРОВ, народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного театра -Ленком: -СЕРГЕЙ Семенович Собянин - для многих москвичей сравнительно новая масштабная личность в новейшей истории Российской Федерации и в новейшей истории московского мегаполиса. Он - главный герой фильма Андрея Караулова "Значение во времени", хотя о нем лично сказано совсем немного, гораздо больше - о его команде.

Андрею Караулову удалось показать грандиозные свершения в инженерных системах московского мегаполиса. Приведен очень интересный сравнительный анализ московского городского хозяйства с достижениями наиболее значительных европейских городов. Жаль, что эти сравнения выглядят излишне краткими.

Я, как и многие москвичи, не уделял должного внимания тем масштабным работам, которые происходят сейчас в моем родном городе. Гораздо чаще я тихо ворчал по поводу уличных ограждений, которые, конечно, причиняют пешеходам некоторые неудобства.

Фильм Андрея Караулова подавил во мне некоторые подлые настроения, постепенно я проникся радостным пониманием того, что становлюсь свидетелем грандиозной исторической реконструкции, в которой принимают участие ведущие российские градостроители и наиболее талантливые западноевропейские архитекторы. Очень справедливые намерения - учесть мировой опыт в создании городского пространства нового качества. Это я говорю в связи с тем, что москвичам, к сожалению, поступило очень мало информации о необходимости и своевременности технических преобразований, которые начала успешно осуществлять команда С.С. Собянина.

В фильме Андрея Караулова зримо отражены вещи, о которых мы, честно говоря, имели самое приблизительное представление. Например, о качестве водопроводной воды в Москве, ликвидации аварий в трубопроводах и еще о многом другом.

Я очень благодарен нашему мэру за своевременно развернутый фронт работ. И торжественно обещаю не злословить и не ворчать, а спокойно переносить временные неудобства. И конечно, я признателен Андрею Караулову за его крайне интересный и полезный фильм, который обязательно посмотрят не только москвичи, но и жители других городов нашей страны. Спасибо!

Понимание важности

Андрей КАРАУЛОВ, журналист:

- ЕСЛИ бы Сталин еще в 30-е не строил мосты такой ширины, то сегодня в Москве был бы полный коллапс. А ведь машин тогда было всего ничего. Он смотрел на сто лет вперед.

Когда Сталин строил в Москве метро, это было ужасно неудобно для города. Нынешние проблемы и рядом с этим не стояли. Но люди понимали, что метро - на сто лет. И это понимание важности дела было у каждого. Масштабы реконструкции города сегодня сравнимы с теми. Но понимания того, что это навсегда, что это для них и их детей, - у людей нет. Все уперлись в свои личные мелкие проблемы и неудобства. А ведь надо совсем чуть-чуть потерпеть - и будешь ты жить в красивом, ярком, зеленом и комфортном городе.

Городские власти в этом плане недорабатывают. Они не объясняют людям, что то, что они делают, сравнимо со сталинской перестройкой патриархальной Москвы и превращением ее в современный город.

600 тысяч человек трудятся в системе ЖКХ Москвы. С родными это два миллиона, которые могут гордиться тем, что они делают. Но кто из нас может назвать хоть одного человека, который укладывает трубы? В СССР все знали Стаханова. Сейчас люди, которые что-то строят, никому не интересны.

Один очень умный человек говорил мне, что готовится к каждой встрече с Собяниным так, как не готовится к встрече с иностранными премьер-министрами. Для него на первом месте работа, а потом уже дружба, семья и все остальное. Собянин доверяет работу совсем молодым ребятам из КБ "Стрелка". Это сейчас у них будет в работе 360 городов. Но Москва была первым их опытом. И Собянин не побоялся рискнуть. Он в принципе не боится смелых решений.

И главное - у команды Собянина на все есть жесткое, логичное, детально просчитанное объяснение. Это кому-то может не нравиться, потому что с цифрами трудно спорить. Но это убедительно.