Горделивое советское прошлое видно даже изнутри – в качестве напоминания уже 80 лет в насосном зале висит памятка рабочему. В заголовке белые буквы чуть сменяются бронзовыми – в 1960-е годы станцию переименовали из Сталинской в Восточную, но весь текст менять не стали. Первый же пункт – о том, что станция призвана обеспечивать Москву здоровой и безупречной по качеству водой. Об этом и заботятся все 300 человек, которые тут работают.
Снаружи станция тоже вполне соответствует времени своей постройки. Колонны сталинского ампира как будто перекочевали из центра столицы в пригород, на пару километров за МКАД. И еще дальше – каналы, по которым вода поступает на станцию для очистки, протянулись на без малого 25 километров.
- Первые кубометры воды мы подали в город 80 лет назад, в 1937 году. По нормативам, которые разработаны еще при строительстве, мощность станции – 1,4 миллиона кубических метров воды в сутки. Но станция ни разу столько не подавала – не было необходимости, - рассказал главный инженер станции Кирилл Звягин. – Максимальная нагрузка у нас была в 1990-е годы, когда люди еще не привыкли экономить воду. Потом постепенно потребление стало падать – люди устанавливали счетчики, широко стали использоваться стиральные машины. Все это помогает экономить воду.
Сейчас, по словам инженера, станция подает около 300 тысяч кубометров воды в сутки, часть станции законсервирована, часть – находится в «горячем» резерве. Тем не менее, она остается в полной боевой готовности. Даже законсервированные насосы и станции очистки можно заново начать использовать – на их подготовку нужно около двух недель.
Ковш – небольшой пруд на территории станции объемом 500 тысяч кубических метров - может обеспечивать норму примерно на сутки. А в режиме чрезвычайной ситуации, когда потребление воды резко сокращается и регулируется – почти на неделю. В мирное время он наполняется водой из канала для того, чтобы вода отстоялась и была в резерве.
- С 1937-го года работает система переключателей по каналу, которая регулирует подачу воды в ковш и те осадки, которые попадают в сам ковш. Весь объем воды, попадающий на станцию, достаточно плотно регулируется. То, что год – дождливый, на нас никак не сказывается. Также, как половодье – весеннее, осеннее. У нас колебание воды – 1-2 метра. , - рассказал Кирилл Звягин.
Восточная станция водоподготовки строилась одновременно с другим масштабным проектом – каналом имени Москвы. Изначально также названный в честь Сталина, он был переименован в 1947 году, в день 800-летия столицы – по приказу тогда еще живого руководителя. В проект также входили Листвянская и Акуловская гидроэлектростанции (ГЭС). Обе они, хоть и не очень мощные, но работают до сих пор – за счет воды, которая идет по каналу на станцию.
- Два года назад провели реконструкцию. Турбины ГЭС заменили, поставили новый, современный. Сейчас Листвянская станция вырабатывает 350 киловатт электроэнергии в час. А на Акуловской ГЭС до сих пор стоит гидроагрегат, который работает до сих пор – с 1937 года, - рассказал начальник отдела водоисточников Управления водоснабжения АО «Мосводоканал» Александр Карпушенко.
Мерный гул электростанций укрыт все теми же сталинскими портиками и полуколоннами. Внутри небольшого зала работают генераторы, рабочие осматривают и следят за всем происходящим. Обновление турбины – только один из многих шагов по модернизации всей системы. Постепенно 80-летняя станция очистки обновляется. Мощности, которые закладывались еще советскими инженерами, могут снова понадобиться в ближайшем будущем.
- Есть перспективный план развития Москвы. И по нему у нас к 2035 году должна быть подача около миллиона кубических метров. Будет новый проект, новые сооружения, которые будут занимать меньше места, но работать эффективнее.Их возводят по новым технологиям, с применением озоносорбции, мембранных технологии. И когда мы будем разрабатывать новые проекты, будем привлекать российских специалистов, которые поставят новые хорошие блоки, - рассказал Кирилл Звягин.
КСТАТИ
Строительство Сталинской (позже Восточной) станции водоподготовки началось 19 августа 1932 года. Большая часть работы была выполнена заключенными Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитлага). В проект строительства, помимо станции, входил канал имени Москвы и все сопровождающие сооружения. Всего, по официальным источникам, в 1935 году в лагере работали 192 229 человек. По разным подсчетам, за все время строительства в лагере погибло более 22 тысяч человек.