После "снегопада столетия" коммунальщики ежедневно убирают с улиц Москвы 1,2 миллиона кубических метров снега. Если из этого сугроба сделать снеговика, то в высоту он будет 175 метров, это на 15 метров выше Шуховской башни. За четыре дня - четыре снеговика или один, но высотой 700 метров, а это на 160 метров выше Останкинской башни. Но лепить их никто не планирует. Снег грузят в " КАМАЗы ", "МАЗы" и вывозят. Вопрос " куда?" и привел нашего корреспондента на одну из снегоcплавных станций " Мосводоканала ".
Длинная очередь из грузовых машин на Большой Оленьей улице, в кузове каждого около 20 тонн снега.
- Но машины дольше, чем на 4 минуты не задерживаются, - говорит диспетчер Александр, который принимает анкеты-путевки у водителей.
- Сколько машин в сутки принимаете? - спрашиваю.
- 750 машин. В среднем водители привозят около 16 тысяч кубометров снега.
После идет распределение маленьких и больших машин. Стоит понимать, что маленькие - это "КАМАЗы", которые привозят от 10 до 15 тонн, "тяжелой артиллерией" называют "МАЗы" грузоподъемностью до 30 тонн. Каждый подъезжает к своей дробилке, куда сбрасывает снег и быстро уезжает, чтобы не задерживать движение.
- Очевидно, что это уже ваша не первая "ходка" за день? - спрашиваю у водителя.
- Нет, третья. Но еще минимум две.
Как все же "плавят" снег? Способ первый: грузовик скидывает снежный груз в дробилку, которая представляет собой огромную мясорубку. Главная задача - не фарш на "котлеты из снега" делать, а отсеять крупный мусор - куски асфальта, плитки. Вижу во дворе снегоcплавной станции две цветочные клумбы - похоже, что коммунальщики перестарались в погоне за чистотой. Конечно, в "МАЗ" и не такое поместится. Из таких машин высыпается сразу 23-30 тонн снега. Удивительно, что шум при этом минимальный. В дробилку столько же не вместится. Для больших грузов способ второй: вываливают снег на песколовку (решето с ячейками). Наготове уже стоит бульдозер, который утрамбовывает снежные массы, которые не просыпались в отверстия.
А там под асфальтом - в большом бассейне снег соединяется со сточными водами, температура которых не ниже +10 градусов. После окончательного плавления смесь талой и сточной воды сбрасывается в канализационные каналы. Оттуда на очистные сооружения, ведь снег, собранный с городских территорий, сильно загрязнен уличным мусором, песком, хлоридами и нефтепродуктами. Только тогда по нормативам можно сбрасывать воду в Москву-реку или столичные водоемы.
- Плавим снег круглые сутки, - говорит Алексей Бойков, заместитель начальника службы эксплуатации снегосплавных пунктов "Мосводоканала". - Всего в Москве таких станций 35. Они расположены в разных частях города, снег с Тверской улицы, например, везут на Павелецкую. На станциях в сутки можно переплавить 140 000 кубометров снега, но в связи с последним снегопадом работаем в 3,5 раза эффективнее. За последние сутки переработали 560 000 кубометров снега.
- А куда же девают остальной снег? Город отчитывается, что убирают в два раза больше снега - 1 200 000 кубометров снега, - спрашиваю.
- У префектур еще есть мобильные станции для плавления снега, а оставшийся вывозят на сухие "свалки снега" - он там будет временно храниться, но и до него дойдет время - переплавим.
ГДЕ ЕЩЕ "ПЛАВЯТ" СНЕГ?
Снегосплавные пункты, работающие на использовании тепла от канализации - это не единственный способ. Есть станции, которые "плавят" снег с помощью сбросных вод ТЭЦ, городской теплосети, при сжигании топлива, а так же на площадках естественного таяния.
А КАК БЫЛО РАНЬШЕ?
Плавить снег в столице стали лишь 17 лет назад. Раньше снег прямо из грузовиков сбрасывали в водоемы, речки или хранили на необорудованных свалках.
Куда вывозили снег (по данным "Мосводоканала"):
- в реки Москва и Яуза - 35%;
- на сухие снегосвалки - 11%;
- в канализационные коллекторы - 1%;
- на необорудованные свалки - 53%.
После окончательного плавления смесь талой и сточной воды сбрасывается в канализационные каналы.
В эти дни коммунальщики ежедневно убирают с улиц Москвы 1,2 миллиона кубических метров снега.