РИА Новости # Недвижимость (realty.ria.ru), Москва, 20 августа 2018
У "Мосводоканала" пополнение - с 1 июля 2018 года на предприятии работает собственная водолазная служба. Задача нового подразделения - обследование и контроль объектов, в том числе дюкерных переходов. Что это такое и зачем "промышленному водолазу" под водой нож, объясняем в репортаже "РИА Недвижимость".
Ценные кадры
На берегу Москвы-реки в районе Живописного моста специалисты АО "Мосводоканал" тщательно проверяют экипировку водолаза Олега Басова. На нем - гидрокостюм, акваланг со сжатым воздухом, которого хватит на полтора часа и маска, больше похожая на шлем космонавта. У голени Басова закреплен нож - на случай, если на дне водолаза подстерегают забытые рыбаками сетки или особо цепкие водоросли.
"Звено отряда составляют четыре водолаза, плюс руководитель службы и водолазный специалист. Один специалист находится под водой, остальные - страхующий, рулевой и тот, кто работает с приборами, - находятся в лодке. Они фиксируют все данные, которые водолаз передает со дна, и постоянно поддерживают с ним голосовую связь", - говорит директор Центра технической диагностики Мосводоканала Виталий Ханин.
По словам Ханина, акватория в районе Живописного моста - первый объект, на котором водолазная служба начинает свою работу, а значит и подготовка должна быть соответствующей. Здесь, прямо под толщей воды, проложены дюкерные переходы - напорные участки трубопровода. В них заключены 5 "ниток" питьевого водоснабжения, две нитки промышленного и еще три "нитки" водоотведения. Согласно требованиям эксплуатации, их необходимо регулярно проверять, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии.
Раньше, рассказывает Ханин, Мосводоканал доверял эту задачу подрядным организациям. Позже оказалось, что собственное подразделение предприятию обойдется дешевле. Да и доверие к своим сотрудникам гораздо выше.
"Помимо плановых работ, бывают и аварийные, к которым тоже необходимо привлекать водолазов. Наша служба в составе предприятия реагирует оперативнее и к тому же знает специфику нашей работы", - подчеркивает Ханин.
Как отмечает руководитель водолазной службы Сергей Саликов, сотрудников нового подразделения в Мосводоканале отбирали скрупулезно. Особенное внимание уделяли разряду и профессиональным навыкам.
"Мир водолазов достаточно тесен, поэтому мы в первую очередь обращались к хорошо знакомым специалистам с опытом. Это действительно непростая работа", - говорит Саликов.
Чтобы получить шестой разряд, объясняет Саликов, водолазу необходимо провести под водой тысячу часов, для седьмого - две тысячи. Сейчас в водолазной бригаде Мосводоканала четыре специалиста с разрядами от пятого до седьмого. Олег Басов - "шестиразрядник", и работа у Живописного моста - отличная возможность добавить в копилку опыта еще несколько ценных минут. В последний раз проверив экипировку, водолаз уходит на дно, сопровождаемый коллегами на лодке.
Ток всему голова
Найти дюкер на глубине нескольких метров в толще воды с помощью одного только зрения - задача практически невыполнимая. Поэтому в работе водолазы Мосводоканала используют современное оборудование, которое значительно облегчает процесс.
Прежде чем водолаз погружается в воду, специалисты предприятия проводят подготовку на берегу. От генератора, установленного в служебной машине, протягивают два провода к колодцу трубопровода. Один провод идет прямиком на трубу, а второй играет роль заземлителя.
"С помощью этих проводов мы пускаем по трубе переменный ток, который создает вокруг дюкера электромагнитное поле. Это поле фиксирует трассоискатель, который высчитывает расстояние до центра трубопровода", - говорит Сергей Саликов.
Трассоискатель - небольшой прибор, с которым водолаз Олег Басов опускается под воду. По стрелкам, которые высвечиваются на экране, специалист ориентируется, как по компасу. Все свои передвижения и глубину погружения он передает коллегам по голосовой связи, которые фиксируют информацию.
"Нужно четко пройти над всей трубой, посмотреть, полностью ли она засыпана грунтом, нет ли повреждений или оголения, определить глубину залегания. На основе этих факторов составляется оценка состояния трубы", - отмечает директор Центра технической диагностики Виталий Ханин.
Такой способ, добавляет Ханин, не единственная технология обследования дюкерного перехода. Подобный контроль, только с другими приборами, осуществляется и на береговой части. После комплексной проверки специалисты Мосводоканала формируют общий отчет о техническом состоянии трубопровода и по необходимости назначают ремонтные работы.
"Всего в Москве у нас 56 водопроводных дюкерных переходов, обследовать их полностью силами новой службы мы планируем в течение двух лет. Если мы покажем эффективную работу, то количество сотрудников водолазной службы может увеличиться", - говорит Ханин.
По команде коллеги в лодке водолаз выныривает на поверхность - все замеры сделаны. Для бывшего водолаза инженерных войск полчаса под водой - привычное дело.
"Основная сложность в работе - это борьба с давлением воды. А в остальном работа приносит удовольствие", - улыбается Басов, стягивая маску. По словам его руководителя Саликова, каждые десять метров прибавляют к давлению на водолаза одну атмосферу.
Комплексное обследование дюкерных переходов у Живописного моста займет около недели. После этого водолазов Мосводоканала ждут новые объекты и новые глубины.