Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

"Замки" Геппенера

"Московские торги", №8 2018

Исполнилось 170 лет со дня рождения муниципального архитектора дореволюционной Москвы М.К. Геппенера

Вспоминая архитекторов, возводивших в Москве различные здания, чаще всего перечисляют такие фамилии, как Баженов, Казаков, Иофан и прочие, чьи творения до сих пор украшают наш город. Однако помимо архитектуры больших форм, то есть дворцов, зданий министерств и ведомств, есть еще малые, например, школы, больницы, приюты. Их строили не менее талантливые архитекторы.

Детство и юность

Одним из таких архитекторов был Вильгельм-Эдуард Максимилиан (Максим Карлович) Геппенер. Он родился 4 июня 1848 года в Москве, в лютеранской семье. Его отец был купцом, который переехал в Москву из Прибалтики.

Когда пришло время, мальчик поступил в III реальную мужскую гимназию. Это было не простое учебное заведение. В Указе об открытии гимназии от 29 марта 1839 года было сказано, что третья гимназия учреждается «как вообще для удовлетворения усиливающейся потребности в образовании юношества, так в особенности для преподавания в Москве, в сем центральном пункте внутренней промышленности, технического курса наук».

Поэтому изначально в гимназии было заложено два направления: главное — реальное (для приобретения технических познаний) и общеобразовательное (классическое). Поэтому в плане преподавания предметов на реальном курсе в старшем VII классе были добавлены механика, бухгалтерия, коммерческое законоведение. В VI и VII классах — химия, технология и товароведение, увеличено количество часов математики и черчения за счет исключения латинского языка и уменьшения часов изучения истории.

Еще одной отличительной чертой III гимназии было повышенное число часов преподавания математики. Даже на классическом курсе на этот предмет было отведено 39 учебных часов. Преподавалась также и высшая математика. Кроме того, первоначально уроки в гимназии продолжались по 1,5 часа, и лишь в 1871 году продолжительность урока была сокращена до 55 минут.

Максим Карлович учился именно на реальном направлении, в тот самый период, когда с учеников спрашивали, как со студентов. Это и не удивительно, ведь выпускники реального направления гимназии готовились к поступлению в технические высшие учебные заведения.

Годы становления мастера

Поскольку в то время подходящих учебных заведений в России еще не было, Максима Карловича после окончания гимназии в 1865 году отправили в Германию, в Строительно-архитектурное отделение Политехникума в Карлсруэ. Это старейшее техническое высшее учебное заведение в Германии и четвертое в Европе после Пражского, Парижского и Венского технических университетов.

Студент Максим Геппенер учился на строительном отделении, параллельно приезжая в Москву для выполнения архитектурных заказов. Так, в 1866 году он принял участие в перестройке доходного дома в Трубниковском переулке, д.15. В 1870 году он участвовал в строительстве музея и библиотеки в Бадене.

В 1871 году Максим Карлович окончательно возвращается в Москву, где сразу получает заказ на проект концертного зала. За эту работу он получил звание неклассного художника архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств. Позже Максим Карлович становится помощником известного московского архитектора А.С. Каминского, по проекту которого возведено одно из первых зданий Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, особняк П.М. Третьякова на Гоголевском бульваре, центральный собор Николо-Угрешского монастыря в Подмосковье и многие другие постройки.

Основной сферой приложения своих умений и талантов Максим Карлович избрал строительство зданий утилитарного назначения. Это были промышленные корпуса, объекты городского хозяйства и учебные заведения. Архитектор прослужил в Строительном совете Московской городской управы с 1877 года и до Октябрьской революции, когда он вышел на пенсию. В 1924 году М.К. Геппенер скончался. На долгое время его имя было предано забвению. Даже сама могила его на Введенском (бывшем немецком кладбище) не сохранилась.

Возвращение памяти

Вернуть славу Геппенера помогли сотрудники Школы акварели Сергея Андрияки, когда ее сотрудники решили узнать, кто был архитектором здания в Гороховом переулке. Выяснилось, что изначально оно предназначалось для работы с детьми. Ранее там располагался приют для детей евангелического вероисповедания. А построено оно было по проекту Максима Карловича Геппенера. Фасады были отделаны красным кирпичом и не потеряли своей привлекательности даже спустя многие годы. Разумеется, работникам школы захотелось узнать больше об этом человеке.

Изучив архивные документы, сотрудники Школы акварели Сергея Андрияки выяснили, что Москву до сих пор украшает некоторое количество зданий, которые построил Максим Карлович. По результатам исследований и в ознаменование 170-летия Максима Карловича в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки была открыта выставка, посвященная творчеству Геппенера, там были представлены ранее неизвестные архивные документы и фотографии.

Помимо здания, где размещается Школа акварели Сергея Андрияки, авторству Максима Карловича принадлежит пожарное депо на Русаковской набережной, а также несколько зданий, которые сейчас находятся в ведении АО «Мосводоканал». Например, это здание Главной насосной станции канализации в Саринском проезде. Именно здесь 120 лет назад в торжественной обстановке было провозглашено открытие московской канализации. Сейчас в здании этой насосной станции располагается механический цех управления канализации АО «Мосводоканал». На территории станции также работает Музей воды.

Максим Карлович часто использовал в своих строениях красный кирпич. Может быть, это произошло по причине модного тогда направления в архитектуре под названием «псевдоготика», а может быть, автор стремился придать торжественный вид даже самым простым и утилитарным сооружениям. Взять, например Рублевскую водозаборную станцию, комплекс зданий водопровода в Мытищах, производственные корпуса Алексеевской насосной станции, Воробьевский резервуар, входивший в систему Москворецкого водопровода. Их отличают изящество и высокий стиль, присущие дворцам.

Но самым ярким творением зодчего, его визитной карточкой были и останутся знаменитые Крестовские водонапорные башни. Они располагались в районе современной станции метро «Рижская», возле Крестовской заставы. Несмотря на чисто техническое назначение, Крестовские башни выделяла редкая красота. Эти сооружения напоминали ворота средневекового замка и были видны с самых Воробьевых гор.

У башен были округлые очертания, их диаметр составлял 20 метров, высота сооружений — 40 метров. Две водонапорные башни соединены между собой небольшим ажурным мостиком, на котором со стороны Ярославля помещался образ святого Георгия Победоносца, а со стороны Москвы – икона Божией Матери «Живоносный источник».

Из семи этажей пять занимали учреждения московского водопровода и квартиры служащих. На седьмом, на 30-метровой высоте, были установлены два резервуара воды (по 20 метров в диаметре и шесть метров в высоту).

Крестовские башни прослужили более полувека. В 1939 году их постигла горькая участь – они были взорваны. Многие ученые-краеведы считают, что потеря Крестовских башен стоит в одном ряду с разрушением знаменитой Сухаревой башни.

Возродив из небытия имя такого замечательного архитектора, сотрудники Школы акварели Сергея Андрияки и АО «Мосводоканал» вернули нам частичку нашей общей истории. Ведь именно на таких людях, как Максим Карлович Геппенер, всю жизнь занимавшихся любимым делом и служивших обществу, стоит Россия.

Ныне на территории Введенского кладбища воздвигнут кенотаф, посвященный Максиму Карловичу Геппенеру.