Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Снег в Москве начнет таять уже в ноябре

"Коммунальный комплекс России", Москва, ноябрь 2018

В канун снежного сезона городские службы, ответственные за поддержание дорог в безопасном и удобном состоянии, приводятся в состояние "боевой" готовности. Важная составляющая такой подготовки - наличие и исправность объектов и оборудования для утилизации снежной массы. Особенно актуальны эти вопросы для крупных городов, вся жизнь которых - непрекращающееся движение. Российская столица должна подавать в этом отношении пример и по возможности делиться опытом.

Познакомимся с особенностями работы снегосплавных пунктов на примере Москвы.

Уборка снега с городских улиц является одной из важнейших задач коммунальных служб в зимний период. Для утилизации убранная снежная масса вывозится в крупных городах на городские снегосплавные пункты. В Москве имеется 56 таких стационарных снегосплавных пунктов: 35 из них находятся в ведении Мосводоканала, 14 пунктов закреплены за Мосводостоком, а еще семь - за префектурами и дорожными службами города.

В зимнее время все стационарные снегосплавные пункты Москвы работают в круглосуточном режиме. В период наиболее обильных снегопадов они способны организовать бесперебойную приемку машин со снегом с интервалом не более 12-15 минут между ближайшими рейсами. Так, проектная суммарная производительность всех 35 пунктов, эксплуатируемых АО "Мосводоканал", составляет 140 тыс. м3 снега в сутки, а в период максимальной загрузки они способны все вместе ежесуточно принимать до полумиллиона кубометров снега.

Для того чтобы все эти объекты могли надежно выдерживать подобные, весьма жесткие, условия работы всю зиму, их заранее тщательно готовят и проверяют на предмет работоспособности. Заключительным этапом проверки являются пробные запуски оборудования, которые прошли в Москве в середине октября.

В этом году за процессом пробных запусков впервые могли наблюдать представители средств массовой информации. АО "Мосводоканал " и ГУП "Мосводосток" провели совместный пресс-тур на снегосплавные пункты. Журналисты посетили снегосплавный пункт АО "Мосводоканал", расположенный на ул. Сельскохозяйственной (Северо-восточного административного округа столицы) и снегосплавный пункт ГУП "Мосводосток", расположенный на ул. Старобитцевской (Юго-Западный АО).

Надежность в штатном режиме

Снегосплав на Сельскохозяйственной улице построен на канализационном коллекторе диаметром 2500 мм. Для утилизации снежной массы здесь используется потенциальное тепло сточных вод. Пункт оснащен современным оборудованием исключительно российского производства. Технологический цикл плавления снежной массы является здесь полностью замкнутым и не влияет на экологию города.

В присутствии представителей СМИ на снегосплавном пункте был произведен пробный запуск оборудования на холостом ходу, в том числе, запуск дробилок-сепараторов. Все присутствующие смогли при этом наблюдать за ходом технологического процесса, который в период снегопадов будет скрыт под слоем снежной массы. Журналисты также осмотрели здесь площадки для складирования подвозимого с городских улиц снега и ознакомились с работой диспетчерской.

На снегосплавном пункте, расположенном на Старобитцевской улице, в качестве теплоносителя используется пар, вырабатываемый транспортабельными котельными установками. Эти котельные установки работают на дизельном топливе. Данный снегосплавный пункт оборудован системами видеонаблюдения и специальными компьютерными программами. Все это позволяет вести учет принимаемого снега в режиме реального времени. Снегосплавный пункт состоит из трех блоков: котельные установки, которые подают тепло в теплообменник, блок подогрева теплоносителя в теплообменном оборудовании и снегосплавные камеры, которые состоят из двух основных камер - левой и правой. Кроме того, имеются две дополнительные вспомогательные маленькие камеры, в которых располагаются погружные насосы.

При помощи погружных насосов обеспечивается циркуляция воды через теплообменник, в результате чего вода нагревается до +20°C. Подогретая вода подается этими же погружными насосами в основную снегосплавную камеру, где струя под давлением разбивает и растапливает замерзшие глыбы снега в зимнее время. В обычном режиме работы на ул. Старобитцевской принимается и утилизируется около 1400-1700 м3 снега за сутки. В период пиковых нагрузок снегосплавный пункт может принимать до 5 тыс. м3 снега ежесуточно.

В присутствии журналистов - участников пресс-тура на снегосплавном пункте ГУП "Мосводосток" состоялся пробный запуск погружных насосов. Оборудование обоих рассмотренных снегосплавных пунктов в ходе пробных запусков работало надежно в штатном режиме. Чувствовалось, что предварительно оно подверглось тщательному осмотру, диагностике и ремонту.

Единые принципы работы

Если технологии снегосплава на объектах, которые посетили участники пресс-тура, различаются между собой, то общая организация работы в зимний период везде очень похожа. Принципы этой работы проверены годами и испытаны аномальными погодными условиями. В период с ноября по март включительно снегосплавные пункты работают в круглосуточном режиме. В течение суток бригады сотрудников работают в две смены: дневную и ночную. Численный состав бригады колеблется на различных пунктах от трех до семи человек.

Автомашины со снегом, убранным коммунальными службами с городских улиц и дворов, приходят, как правило, на ближайший снегоспавной пункт. Здесь на въезде машину встречает сотрудник пункта, который проверяет название организации, фиксирует номер машины. После этого производится визуальный осмотр содержимого машины и при необходимости осуществляется первичное изъятие бытового мусора. Далее по команде сотрудника пункта машина, передвигаясь по территории участка, подъезжает к месту разгрузки, где ее уже ожидает другой сотрудник, отвечающий за безопасность и правильную разгрузку привезенного снега. После выгрузки содержимого водителю автомашины выдается документ, подтверждающий доставку снега, а на некоторых пунктах в документах указывается еще и количество (объем) привезенного снега.

В обычном текущем режиме выгрузка снега осуществляется сразу в снегосплавные камеры. А в период пиковых нагрузок (при обильных снегопадах или при наличии в городе большого количества неубранного снега) все, что не успевает перерабатываться в снегоплавильных камерах, временно складируется на специально предусмотренных площадках, которые имеются на территории всех снегосплавных пунктов. Затем при снижении потока машин снег с площадок для временного складирования постепенно перемещается в снегосплавные камеры и утилизируется там. Сотрудники снегосплавных пунктов всегда очень внимательно относятся к осмотру пространств, где происходит таяние утилизируемой снежной массы. Обязательным условием является периодическое удаление оттуда бытового и прочего мусора, который попадает в снегосплавные устройства вместе с выгруженным снегом. Такая очистка позволяет постоянно содержать оборудование в работоспособном состоянии и исключать аварийные ситуации.

Отработанная организация функционирования снегосплавных пунктов и успешные результаты пробных запусков оборудования на них позволяют надеяться, что и предстоящей зимой независимо от погодных катаклизмов с утилизацией снега в Москве никаких проблем возникнуть не должно. В этом всех москвичей заверяют отвечающие за данную работу АО "Мосводоканал", ГУП "Мосводосток", а также сотрудники снегосплавных пунктов Москвы.