Сегодня каждый житель российской столицы за сутки в среднем расходует до 130 литров воды. Чтобы обеспечить пятнадцать миллионов жителей высококачественной питьевой водой, в городе проложено двенадцать тысяч километров водопроводных сетей. Но перед тем, как вода попадет в трубы, она проходит долгий и сложный путь, который начинается еще в реках и других водоемах. 99% московской воды берут из поверхностных источников.
Систему московского водоснабжения сегодня принято делить на три части: это Москворецкий и Волжский водоисточники, а также Вазуская гидросистема - ее используют в основном в засушливые годы. Москворецкая - состоит из Москва-реки и еще нескольких водохранилищ. А волжская вода подается из реки Волги - ее перекачивают по Каналу имени Москвы.
Канал имени Москвы был построен в 1937 году. Только 2019 году он доставил в российскую столицу боле трехсот миллиардов кубометров волжской воды. Всего с момента запуска этого уникального гидротехнического комплекса общий объем водоснабжения превысил 24 триллиона 900 миллиардов кубических метров. Благодаря Каналу имени Москвы главный город России смог избежать серьезной экологической и техногенной катастрофы. В конце 1920-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд. Городу не хватало не только технической, но и питьевой воды.
В давние времена, когда не было канала, еще во времена Петра стоял вопрос, как для развития города подать воду в Москву. И в 32-м году этот план начал осуществляться. За 5 лет было построено это грандиозное сооружение, которое привело волжскую воду в столицу.
Главная задача, которая стояла перед инженерами при строительстве канала, заключалась в том, чтобы на пути в Москву поднять волжскую воду почти на 40 метров. Город находится на возвышенности. И вода самостоятельно попасть сюда не может.
Канал делает Москву-реку широкой и полноводной, а также соединяет столицу России с другими городами. Сегодня по воде из Москвы можно добраться до Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Астрахани и многих других российских городов.
Канал имени Москвы важная транспортная магистраль города. Каждый год по нему перевозят более 25 миллионов тонн грузов.
Рублевская станция водоподготовки - один из четырех современных комплексов по очистке и снабжению города питьевой водой. Она обслуживает 26 районов - на западе, северо-западе, в центре Москвы, а также несколько населенных пунктов в Московской области.
Вода поступает сюда из четырех водохранилищ - Озернинского, Рузского, Можайского и Истринского. Здесь она проходит сложные процессы очистки, и лишь затем подается в водопроводную сеть. Путь от водозабора до крана в квартире вода проходит за восемь - двенадцать часов. Начинается он здесь, в машинной станции первого подъема, где мощные насосы забирают воду из Москвы-реки.
Сотрудники станции регулярно следят за состоянием воды в реке. Их цель - в случае обнаружения в воде вредных химических веществ не допустить их попадания в городской водопровод.
После того, как воду взяли из реки, ей предстоит пройти через несколько резервуаров Рублевской станции водоподготовки. Этот процесс занимает от 5 до 7 часов. Требования к воде очень высокие: она должна соответствовать всем санитарным нормам и потребительским качествам. В лаборатории пробы воды исследуют вручную и на специальном оборудовании.
Сотрудник проверяет, сколько хлора содержится в питьевой воде. Это один из важнейших показателей. Хлор убивает опасные для человеческого здоровья микроорганизмы. Но при этом его концентрация не должна превышать допустимую норму.
В лаборатории проводится комплекс исследований. Это физико-химические показатели, микробиологические, гидробиологические, органолептические. Всего около 186 параметров.
Несколько лет назад станцию полностью обновили. Появилась новая система водоочистки - озоносорбция. Теперь питьевую воду очищают от загрязнений с помощью угля и озона. Сейчас здесь установлены специальные озоногенераторы, которые при помощи электрических разрядов синтезируют озон из окружающего воздуха. В воде, прошедшей процесс озонирования, отсутствуют органические вещества. Кроме того, у такой воды приятный вкус, она кристально чиста и не имеет запаха.
Несмотря на то, что вода, которую сегодня получает Москва, соответствует высоким требованиям качества, многие жители столицы вместо нее по привычке покупают питьевую воду в бутылках. Во многих домах имеются встроенные фильтры очистки воды. Но их эффективность, по мнению специалистов Мосводоканала, остается под вопросом.
Сегодня каждый житель Москвы в среднем тратит в сутки до 130 литров воды, но так было далеко не всегда. Во второй половине 18 века цена ведра обычной воды доходила до 50 копеек при средней зарплате 5 копеек в день. Таким образом чтобы заработать на ведро московской воды, нужно было работать 10 дней. Ситуацию изменил первый московский водопровод.
С древних времен люди предпочитали селиться вблизи водоемов. Самые большие города на воде на карте мира - явление не редкое. Например, бельгийский город Гент стоит на месте, где сливаются сразу две реки - Лейе и Шельда. Извилистое водное русло с давних времен использовали как транспортную артерию. Сейчас, как на машине по шоссе, на лодках по каналам горожане добираются в центр города.
Столица Великобритании Лондон. Здесь водный общественный транспорт развит наравне с метрополитеном. С двадцати четырех причалов можно добраться из одного конца города в другой.
Речная сеть Москвы - это более чем тысяча водотоков, которые включают в себя ручьи, родники и реки. Самые большие - Сетунь, Яуза и Неглинка. И конечно Москва-река - самая крупная и известная. В черте города ее протяженность составляет около 80 километров. Москва-река - не только главный источник пресной воды для города, но и важная транспортной магистраль. Правда, пока регулярные пассажирские перевозки по Москве- реке - только в планах. Сейчас более шестидесяти судов, которые курсируют в городе, - туристические.
Каждый год речная навигация на Москве-реке открывается в начале апреля и продолжается до середины ноября. По реке курсируют десятки различных судов - от небольших речных трамвайчиков до вместительных теплоходов. Этой весной все разнообразие московского речного транспорта можно было увидеть во время парада судов, приуроченного к открытию сезона.
В параде принимали участие 40 различных судов: от теплоходов "Москвич", созданных в 50-е годы прошлого века, до современных яхт флотилии Radisson Royal. Москвичи называют их речным кабриолетами за необычный внешний вид и телескопическую крышу. Кататься по реке на таких судах можно круглый год и при любой погоде. Эти прогулочные яхты ледокольного типа спроектировала и построила турецкая компания специально для Москвы.
Самые вместительные яхты Рэдиссон рассчитаны на двести пятьдесят пассажиров. Только за 2019 год они перевезли более шестисот тысяч человек. Из них около сорока процентов - иностранные туристы.
Майкл Гибсон отправляется на экскурсию, которая пройдет мимо главных достопримечательностей Российской столицы. Московский Кремль, Храм Христа Спасителя, Московский государственный университет имени Ломоносова, парк "Зарядье". Сегодня он увидит их с необычного ракурса - с Москвы-реки.
Продолжительность и стоимость экскурсий по Москве-реке зависит от туристической программы и класса теплохода. Самый бюджетный вариант двухчасовой прогулки обойдется в 400 российских рублей на одного человека. Многие туроператоры сегодня предлагают индивидуальные программы - с персональным гидом, который знает иностранные языки.
Наша речная прогулка длится два с половиной часа. Начинается маршрут у причала гостиницы "Украина", продолжается до Новоспасского монастыря и обратно. За это время с палубы яхты можно рассмотреть около двадцати городских достопримечательностей. Например, из семи легендарных сталинских высоток с Москвы-реки можно увидеть четыре.
Москва-река таит немало загадок и секретов. Например, до сих пор точно неизвестно, как появилось ее название. Есть мнение, что корень слова когда-то обозначал то ли топь, то ли грязь, то ли извилистость.
Сейчас два берега полноводной Москвы-реки соединяют более двадцати мостов. Некоторые из них стали визитной карточкой города.
Помимо регулярных круизов, которые отправляются от речных причалов каждый день по расписанию, на Москве-реке проводят тематические рейсы, литературные и гастрономические круизы.
Планируется, что уже к 2021 году туристические водные круизы в Российской столице дополнит пассажирское рейсовое водное сообщение. Пилотный маршрут пройдет по Москве-реке от Киевского вокзала до района Нижние Мневники. На пути будет семь остановок-причалов. Все они располагаются недалеко от станций метро, Московского центрального кольца и остановок наземного пассажирского транспорта. Оплатить проезд можно будет проездной картой "Тройка".
Руководитель программы - Алевтин Сухолуцкий.
Программа создается при поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей г.Москвы.
Кадры из программы "Москва - лучший город земли" телеканала "Большая Азия"