Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Песня глубоких вод: что скрывают подземелья насосных станций Москвы

Фильтры стихии

В первую очередь напомним о функционале и предназначении службы насосной станции. У нее три направления. Прежде всего, она отслеживает сезонные и суточные изменения в водопотреблении города, чтобы отрегулировать подачу воды. Еще одна важная задача -равномерное поступление воды в дома разной этажности. Также в ведении службы находится эксплуатация артезианских скважин.

Чтобы узнать принцип работы системы контроля и управления столичной канализации, мы отправились на Волгоградский проспект, где расположился отдел оперативного управления службы эксплуатации насосных станций (СЭНС) и канализационная насосная станция (КНС) "Юго-восточная". Оба объекта находятся в разных, но стоящих рядом зданиях.

Предназначение КНС достаточно простое - она очищает сточные жидкости (то, что мы сливаем в раковины, ванны и унитазы), отправляя воду дальше на очистные сооружения - в данном случае Курьяновские и Люберецкие.

У входа в здание нас встретил начальник цеха Владимир Демин, который провел небольшую экскурсию по объекту. На первом этаже можно увидеть двигатели, питающие электронасосные агрегаты и все оборудование на станции, а на втором - пункт управления КНС (диспетчерская). Однако самое интересное находится внизу!

Под насосами пространство на несколько метров в глубину заполнено водой.

"Она попадает в грабельную - очистную секцию. Тут у нас грабли и решетки. Крупный мусор здесь вначале вылавливают, а потом сортируют и складывают в контейнер. Все, что поменьше, - забота измельчителя. Бывает, приходят бутылки, коробки и даже кирпичи и тут же отправляются к механическим решеткам, не мешая работе насосов. Все работает на автоматике", - рассказывает Демин.

На нижнем этаже находятся непосредственно насосы, издающие сильный шум. Однако работает только один. Это объясняется тем, что водопотребление в Москве за 20 лет снизилось в 3-4 раза. По словам Демина, все благодаря тому, что за территорию столицы вывели многие заводы и предприятия.

"Кроме того, сейчас у всех счетчики, компании экономят и грамотно считают потребление ресурса", - констатирует начальник цеха.

На перекачку, ее объемы и скорость влияют любые факторы. Например, в обеденное время, когда люди идут мыть руки или посуду, двигатель насоса ускоряется.

Далее мы поднимаемся на верхний этаж, где размещается диспетчерская насосной станции "Юго-восточная". Она относительно небольшая, что вполне объяснимо: одного человека достаточно, чтобы управлять всеми технологическими процессами. Операторы сменяют друг друга каждые 12 часов. Перед специалистом на панели отображается состояние всех устройств, эта же информация есть и в компьютере. Рядом демонстрируется картинка с системами видеонаблюдения, чтобы знать, какой персонал сейчас на станции и какие работы проводятся.

Пункт управления

После осмотра станции мы перемещаемся в соседнее здание, где располагается "сердце" системы - отдел оперативного управления службы эксплуатации. Здесь масштабы уже побольше: в шестиэтажном здании, помимо главной диспетчерской, располагается аварийная служба и спецтехника. В просторном зале, где сидит диспетчер, расположена большая видеостена, которая в режиме реального времени отображает всю необходимую информацию.

Отсюда ведется наблюдение за автотранспортными средствами аварийных бригад Мосводоканала, здесь отражаются данные паспортизации объектов канализационной сети (КНС, трубопроводов, камер), работает система регистрации внутренних и внешних заявок об авариях и неисправностях.

С помощью программного обеспечения специалисты анализируют и моделируют процесс перераспределения потока сточных вод, направляемых на очистку.

Таким образом, сотрудник оперативного контроля в реальном времени следит за работой 161 насосной станций, то есть за всеми объектами, расположенными в Москве! Он также ведет наблюдение за пятью аварийно-регулирующими резервуарами, камерами переключения и десятками точек контроля уровня сточных вод на канализационной сети.

"Если происходит аварийная ситуация, то у нас загорается красный цвет либо звуковой сигнал. Все это автоматически прописывается в журнале тревог. Мы звоним на станцию. Помимо этого, у нас есть смс-оповещение, с помощью которого мы предупреждаем всех руководителей, отвечающих за данный объект, и они уже реагируют. Иногда проверяем реакцию ложными сигналами, это так называемая контрольная проверка", - раскрывает методику работы инженер первой категории, сотрудник отдела оперативного управления Эрик Карапетян.

На компьютере диспетчера представлена и схема напорных трубопроводов по каждой станции.

"Если где-то на водоводе начинаются какие-то работы, то оператор может удаленно перекрыть задвижки. Мы всегда видим, где конкретно происходит какая-либо поломка и какой участок нам нужно на время "отсечь". Это необходимо для того, чтобы не было выливания", - поясняет Карапетян.

Именно автоматизированный процесс позволил "Мосводоканалу" без ущерба работе пережить пандемию, отмечает заместитель главного инженера СЭНС Роман Чичигин.

"Во время действия особого режима мы сделали "резервирование" персонала, то есть часть оперативно-ремонтного состава и аварийных бригад остались дома. Если кто-то заболевал, то мы меняли человека, отправляя заболевшего на карантин. А инженерную службу перевели на дистанционную работу, обеспечив доступ к сетевым ресурсам. Таким образом, вся система работала в бесперебойном режиме", - заключает он.